Токио. 2013. День девятый. Канадзава-сенсей. Миямото-сенсей.

Игорь-сан прав. Двигательная адаптация в Японии занимает девять-десять дней. Только после этого начинаешь не бояться татами и нормально работать.

Восьмичасовая тренировка Канадзава-сенсея.

Я по прежнему считаю его тренировки академическим пособием по айкидо. Есть тренировки Досю. Там айкидо четкое, правильное. Кристальное. Можно сказать даже общемировое. Обратная сторона - некоторая отстраненность от процесса. Досю - это как-бы айкидо вообще. Немного холодноватое, вежливое и несколько рафинированное.

Канадзава-сенсей - это СОВЕРШЕННО другое. Гигантский заряд позитива. Улыбается каждому, как будто знакомому. Искреннее желание объяснить, чтобы поняли. Очень простые и понятные демонстрации. Объяснение ключевых моментов перемещений: где центр, как стоит нога, куда движется, где рука, как выполнить хват и т.д.

Можно сказать, академическая манера преподавания. Не зря он ведет beginner`s class на втором этаже.

Техники - лаконичные, отточенные и очень мощные. Если Ясуно-сенсей вызывал чувство опасности, то Канадзава-сенсей вызывает доверие и желание спрашивать. Поневоле, наблюдая за его работой, начинаешь улыбаться. Опять в голову лезут эпитеты. "Академик" - вот скорее всего ассоциация.

Работаю с небольшой японкой. Что-то у нее не получается, хотя я ассистирую аккуратно. Сенсей, проходя мимо, видит. Начинает объяснять ошибку. Как и в прошлый приезд, поражает мощь этого в общем небольшого человека. Под кожей - железные мышцы. Удержать - никакой возможности. Выполняем пару движений. Сенсей улыбается: "Хай, хай!" Машет - продолжайте.

Где-то в середине тренировки как-то незаметно к нам примыкает крепкий молодой парень-японец. Просто подходит и просит разрешения примкнуть. Работаем теперь в тройке. Парень очень непростой. Мягко и мощно работает. Превосходно двигается. Чувствует партнера. А самое главное - четко работает в стиле Канадзавы. Точно - один из его старших учеников.

Через некоторое время снова подходит сенсей. Просит поассистировать. Нападаю, Страхуюсь. Почти всегда - успеваю. Если нет - сенсей мгновенно чувствует и замедляется на долю секунды - дает подобрать центр. Улыбается. Спрашивает: "Ты кто? Откуда? А-а-а! Из Москвы!". Работает все быстрее и мощнее. Держусь. Смеется. После очередного ирими-наге то-о-олько пытаюсь встать - "бац!" - хлопок по пятой точке припечатывает обратно. Смотрит на хакаму: "У-ро-ди-миру". И раза три потом бросает, приговаривая: "Моску! Уродимиру!" И смеется.

Сенсей уводит японку в другую пару. Оставляет меня с парнем. Работем дзю-вадза. Пару раз я его ловлю. Пару раз - он меня. Удовольствие огромное, но силы кончились. Показываю ему: "Я - пас!" Не хватило буквально на пару минут.

Выходя из Хомбу, ловлю себя на том, что улыбаюсь.

Вечерняя тренировка Миямото-сенсея.

Угадайте с трех раз, с чего начали?

А-а-а... Вот и не угадали! С гяку-ханми сихо-гири! :)

Очень неплохая тренировка. Особенно была интересна манера сенсея работать от ай-ханми. Впервые видел исполнение, когда захваченная рука разворачивается локтем вверх. Ладонь тори как-бы втыкается пальцами под ключицу. Особенно эффективно скорее всего будет выглядеть с ножом. Стоит признать, что при низком центре и быстром правильном подходе к партнеру получается самое то! Причем сенсей атакует как ближнее, так и дальнее плечо! Легко из этого положения выполняются практически все техники. Особенно ирими-наге.

Интересна работа с семэн-учи. Рука на подлете гасится и уводится низко под центр уке. Толчок - и центр уке сорван. Лаконично и мощно. Понравилось.