Интервью
"...Прежде всего я ассоциирую слово "айкидо" со словом "искусство", которое подразумевает выражение свободы в рамках определённой структуры. Айкидока, как художник, который, занимаясь своим ремеслом, всегда находится в поиске, идёт своим путём, пытаясь осознать своё занятие, чтобы лучше усвоить определяющие для него принципы и всё это ради того, чтобы приблизиться к идеалу восприятия – нужному действию в нужный момент..."
В айкидо нельзя завоевать медали, поскольку мы не проводим соревнования. Но есть некоторые показатели уровня мастерства. Степени кю/дан.
В идеале, эти степени не должны использоваться для сравнения одного айкидоки с другим. То есть, аттестация в айкидо – ничто иное как признание того, насколько далеко айкидока продвинулся по своему собственному пути, в соответствии с индивидуальными особенностями и своей личной историей. Однако реальность такова, что в степенях кю/дан заложено некоторое зерно относительной крутизны. Убрать это индикатор уровня из семантики – и степени потеряют всякую ценность для большинства практикующих. Всё это очень сложно.
"...к степеням кю надо относиться очень серьёзно. Потому что именно на этом этапе ученики по-настоящему побеждают сами себя. По чуть-чуть и шаг за шагом. И, возможно, больше людей из этой категории оставалось бы в наших залах, если бы мы выказывали соответствующее уважение к их достижениям..."
Интервью было взято еще в феврале 2011 года Моникой Брекер, моей коллегой в области соматической психологии. Моника хотела опубликовать это интервью в каком-то местном журнале, но у нее это не получилось, и я опубликовал его на сайте своего додзё, где его можно найти сейчас.
Это совсем свежее интервью, взятое в июне месяце 2017г. Джошем Голдом (Josh Gold) у Кристиана Тиссье (Christian Tissier), 8 дана айкидо Айкикай, сихана, пожалуй самого опытного европейского учителя айкидо.
Дайто-рю дзю-дзюцу считается основой техник без оружия, но техники с оружием, обычно практикуемые в этом искусстве, приписывались целому ряду источников.
Большинство из тех, с кем я разговаривал, полагали, что работа с мечом была производной от Ягю-рю и Ягю Синкагэ-рю, а техники использования палки были взяты из Ходзоин-рю. Некоторые настаивали на том, что все техники в айкидо были исключительно творением основателя искусства, Морихэя Уэсибы.
"...Я пришел в Айкидо из интереса к восточной философии. Я увлекался некоторыми практиками — ведическими, дыхательными, занимался боксом, но это был спорт. Для меня боевые искусства были этакой экзотикой, находились в стороне от моих интересов. Позже появился человек, ставший моим другом — врач, художник, изучавший военные искусства, объяснивший, что военное искусство — это реализация одного из основных инстинктов человека — безусловного инстинкта самосохранения..."
Вы должны запомнить самую важную вещь в Айкидо: айки есть кокю и ирими–тэнкан. Это — фундаментальный принцип Айкидо. Что касается кокю, то среди японцев наиболее общее значение этого слова — обыкновенное «дыхание», «вдох и выдох». Это — биологическое дыхание. Но кокю — не только это, в боевых искусствах это слово очень просто выражает суть таких вещей, как отношение с партнёром, или соотношение ума и тела. В этом смысле истинное айки предотвращает разделение ума и тела и может распространяться за пределы техник — на взаимоотношения между людьми.