Ник Уолкер. Потенциал айкидо

Интервью было взято еще в феврале 2011 года Моникой Брекер, моей коллегой в области соматической психологии. Моника хотела опубликовать это интервью в каком-то местном журнале, но у нее это не получилось, и я опубликовал его на сайте своего додзё, где его можно найти сейчас. Я переиздаю его здесь, в соответствии с намерением сделать этот блог местом, где можно найти все мои статьи.

Мое додзё, Aikido Shusekai, находится в Беркли, Калифорния. Более подробную информацию, включая расположение и расписание занятий, можно найти на aikiarts.com.

— Каково ваше видение вашего айкидо додзё?

У айкидо есть огромный потенциал, как у трансформационной практики осознанности, открытого присутствия и сострадательной силы. И я всегда работаю над тем, чтобы создать такую тренировочную среду, в которой этот потенциал можно полностью исследовать и реализовать. Это групповая учебная среда, которая обеспечивает поддержку, инклюзию и принятие.

Для того, чтобы пространства групповых практик, такие как додзё боевых искусств или студия йоги, действительно поддерживали глубокий личностный рост и трансформацию, необходимо дать людям разрешение заниматься тем, над чем они сами сейчас работают, и каков их предел на данный момент. Надо признать, что у них могут быть трудности при изучении чего-то нового; что они могут пробовать, экспериментировать, и никогда не достигнут совершенства, что их работа всегда останется незавершенной. Это должно быть пространство, в котором люди могут осознать свои чувства: пространство для слез и смеха, в котором можно испустить рёв или глубокий вздох, в котором можно сказать «Ого, это было так интенсивно, что мне нужно посидеть и передохнуть несколько минут». Всё это надо разрешать и принимать. И, как учитель, именно такую среду я и пытаюсь поддерживать.

Мое додзё называется Aikido Shusekai, что примерно переводится как «Айкидо для чудесного мира». Это выражает ещё один аспект моего видения. Для меня самое честное измерение успеха додзё заключается в следующем: стал ли этот мир лучше благодаря этому додзё? А успешные ученики айкидо — это те, кто находит в своей практике немного радости, осознанности и любящей силы, и привносит это в свою жизнь, в своё общение, и во все свои взаимодействия, распространяя волны добрых намерений в мире вокруг себя.

— Как ваша практика айкидо повлияла на вашу жизнь?

Я рассматриваю айкидо додзё как лабораторию, в которой вы совершенствуете свои способности воплощать духовные идеалы. Сам я всегда использовал айкидо, чтобы исследовать и развивать то, что мне нужно было воплотить в жизнь. Я вырос в нищете, в тех условиях, где внезапные инциденты насилия были повседневностью. И айкидо помогло мне развить чувство уверенности, спокойствия, стабильности и находчивости, чтобы выживать в той среде, и не втягиваться в ярость и хаос вокруг. Когда я стал старше, то обращал больше внимания на проявления и равновесие, на изучение воплощения “мужской” и “женской” силы, уверенности и восприимчивости, инь и ян, устойчивой неподвижности и гибкого движения. И в последние годы, когда я вступил в средний возраст, в отцовство, и в более спокойную жизнь преподавателя, айкидо стало для меня скорее путем исцеления и практикой открытости для сострадания.

— Как айкидо помогает людям становиться устойчивыми и центрированными?

Айкидо — это интерактивное искусство, предназначенное для групповой практики в сотрудничестве, сообществе, сангхе. Если в йоге базовая единица — это асана, или “поза”, то в айкидо базовая единица — это ваза, или “техника”. Техника айкидо — это движение, которое предполагает сбалансированный и гармоничный ответ на чью-то агрессию: если кто-то пытается схватить вас так-то, то двигайтесь так-то, чтобы освободиться от захвата и сохранить равновесие. Основная часть любой тренировки айкидо — это тренировка с партнером. Сначала учитель демонстрирует определенную технику, а потом учащиеся объединяются в пары и практикуют эту технику с партнером. Они по очереди исполняют роль «агрессора», выполняющего какое-либо агрессивное действие — толчок, захват — чтобы другой партнер мог выполнить технику в ответ на это.

Благодаря своей интерактивной природе айкидо учит людей сохранять устойчивость и изящность под внешним давлением. Многие люди отправляются в ритрит, в какую-то идиллическую обстановку, где всё происходит очень медленно, где люди уважительные и приятные. Они там медитируют, занимаются йогой, сидят в горячих источниках весь день. И какой же мир и спокойствие они там чувствуют! Но потом они возвращаются в обычную жизнь, к повседневным проблемам в отношениях, в семье, на работе, к толпам в магазинах и на улицах, и всё их блаженство улетучивается, они погружаются в стресс, и не могут дождаться следующего ритрита. Их внутреннее спокойствие длится до тех пор, пока внешняя ситуация является мирной и спокойной.

Айкидо придерживается противоположного подхода. Вы учитесь, как быть устойчивыми, спокойными и расслабленными, когда кто-то нападает на вас, хватает вас за руку, давит на плечо. И практикуя реагировать грациозно, быть спокойным и расслабленным, соблюдать равновесие в этих условиях, вы центрируетесь совершенно иначе — так, чтобы вы могли быть устойчивыми в суете повседневной жизни, в постоянно меняющемся и иногда хаотичном мире взаимодействий и отношений людей. Ваше спокойствие теперь не зависит от спокойствия окружающей среды, вы несете мир внутри себя, помогая распространять это спокойствие вокруг cебя, где бы вы не находились.

Айкидо происходит из восточной традиции, в которой нет разделения ума и тела, присутствующего в западной мысли. Поэтому мы не рассматриваем «расслабленность» и «устойчивость» как абстрактные неосязаемые психические состояния. Если ваш разум расслаблен, то и тело расслаблено; если вы сможете расслабить тело, то ваш разум тоже расслабится. Если вы сосредоточены и устойчивы, то вы лучше сохраните равновесие, когда кто-то толкает вас в плечо. Таким образом, физическое взаимодействие с партнером обеспечивает нам моментальную обратную связь, которая помогает нам честно оценивать свою устойчивость, и оттачивать те качества, которые мы пытаемся культивировать.

— Каковы другие преимущества практики айкидо?

Вообще, я считаю айкидо потрясающим опытом. Всё ваше тело постоянно находится в движении, и диапазон возможных движений достаточно широк. Айкидо отлично подходит для развития координации, баланса, равновесия, гибкости, внутренней силы, и осознания тела. Также оно обеспечивает хорошее аэробное кондиционирование.

Айкидо развивает то, что я назвал бы «релаксирующей» или «гибкой» силой. В традиционной западной концепции физическую силу часто приравнивают к мышечному напряжению, к изгибу и деформированию. Но такую силу сложно поддерживать, это тяжело для тела, напряженные мышцы уязвимы для травм, и в напряжении сложно чувствовать себя хорошо. А гибкая сила исходит из координации всего тела, из такого состояния расслабления, которое позволяет движениям перекатываться по всему телу, подобно волнам. Вы можете увидеть этот феномен у мастеров тай-чи и кунг-фу, у великих спортсменов и танцоров, и у кошек.

Я считаю, что одно из самых важных и необычных преимуществ айкидо заключается в том, что оно на нервно-мышечном уровне трансформирует ваши реакции на стресс, агрессию и конфликт. Основная причина того, почему конфликты так плохо заканчиваются, заключается в том, что когда человеческий организм чувствует угрозу для своей жизни, то в нем начинает реагировать симпатическая нервная система, которая включает первобытный режим «драться, бежать или замереть». Этот режим может помогать в экстремальных ситуациях, но в обычной жизни он может создать большие проблемы. Люди могут включаться в этот режим, когда их жизни не угрожает физическая опасность, и в итоге это может увеличить их проблемы, потому что этот первобытный режим отключает более высокоразвитые функции мозга, такие как логика, сочувствие, творчество и сострадание. Либо при реальной физической опасности человек может замереть, начать паниковать или слепо сражаться, и не заметить стратегических возможностей для эффективных действий.

На тренировках по айкидо мы постоянно практикуем реакцию на прямые физические угрозы — когда нас хватают или пытаются ударить. Мы тут же заземляемся, расслабляемся, и переходим к текучим, эффективным движениям, и к состоянию повышенной осознанности. Мы тренируем это снова и снова на каждом занятии, иногда быстро, а иногда очень медленно. Это перепрограммирование наших рефлексов, тренировка тела и мозга. Мы перепрограммируем себя на нервно-мышечном уровне, заменяя старые ответы «драться, бежать или замереть» на новые ответы: заземлиться, расслабиться, и сделать спонтанное текучее движение. Чем больше мы работаем над этим, тем больше у нас возможностей регулировать свои физические и эмоциональные реакции при любых стрессовых ситуациях — чтобы оставаться в состоянии осознанности, мыслить ясно, и по собственному желанию расслабляться или концентрироваться.

— Всем ли подходит айкидо?

И да и нет. Всё, что я видел и слышал за свои годы учительства, приводит меня к мысли, что любой человек может изучить айкидо, если будет упорным в своей практике. Каждый, кто будет упорно и долго практиковаться, получит от этого много пользы в самых разных сферах жизни.

С другой стороны, мало кто способен к такому упорству — это редкое качество для современной культуры мгновенного удовлетворения. Большинство людей начинают заниматься с энтузиазмом, но бросают при первой сложности. Многие люди бросают занятия после первой же тренировки, или после первых нескольких недель.

— Какова самая большая проблема, с которой сталкиваются начинающие ученики айкидо? Есть ли секрет для решения этой проблемы?

Я бы сказал, что самая большая проблема, с которой сталкивается большинство людей на ранних стадиях тренировок — это их собственный Внутренний Критик. Потому что айкидо непросто изучать. Это совершенно новый словарь движений, как будто вы учите свое тело другому языку. И поэтому на ранних стадиях человек тратит много времени на смущение, пытаясь хоть как-то овладеть этими новыми движениями, которые вначале кажутся достаточно странными. И люди с хрупким эго и с угнетающим Внутренним Критиком часто не могут вытерпеть чувства смущения и странности в течении долгого времени. Их Внутренний Критик постоянно мучает их мыслями: «Но я должен делать это лучше!», или «Может быть, я недостаточно приспособлен к этому, или у меня недостаточно развита координация движений». Но это вздор. Каждый, кто достаточно хорош в айкидо, сначала потратил много времени на тренировки, пока у него ничего не получалось. У некоторых людей больше спортивных способностей, чем у других, и это может помогать им в первые годы практики, но в долгосрочной перспективе важно только простое и стойкое упорство — оно и есть единственный секрет мастерства.

Айкидо — это долгая дорога трансформации и роста, как дзен-медитация или йога. Это путь, постепенно открывающий перед вами всё более глубокие уровни грациозности и воплощенной мудрости в течение многих лет и десятилетий. Успех и мастерство приходят к тем ученикам, кто сопротивляется Внутреннему Критику, и избавляется от нетерпеливости и перфекционизма — к тем ученикам, кто просто продолжает приходить на занятия, наслаждаясь изучением, игрой и движением, и не позволяя своему Внутреннему Критику навязывать им идею о том, что они что-то “должны”.

У творческих людей часто хорошо получается заниматься айкидо, потому что и в айкидо и в творчестве нужна готовность вступить на незнакомую территорию, нужна терпимость к неопределенности, а также возможность показать фигу своему Внутреннему Критику. По той же причине те люди, которые до занятий айкидо не думали о себе как о творческих, иногда — благодаря айкидо — переживают пробуждение своих творческих сторон.

— Как лучше всего начать учиться айкидо?

Просто приходите на занятие по айкидо. Придите пораньше, оденьте удобную одежду для движений. Выйдите на мат, и начните тренироваться. Это единственный способ. Одна из лучших вещей, которую даёт стандартный формат тренировок в айкидо (объединение в пары, работа с партнером) — это то, что о новичках всегда заботятся, по крайней мере в моем додзё. Если вы новичок, то опытные ученики подойдут к вам, встанут с вами в пару, и будут бережно заниматься с вами в таком темпе, который подходит для вас. Вы получите от них индивидуальное объяснение по каждой технике.

В любом хорошем додзё есть замечательный настрой “вернуть долг”. Каждый из тех, кто занимается сейчас на мате, когда-то был неуклюжим новичком, ничего не знающим об этом искусстве. Но опытные ученики смогли научиться, потому что более опытные на тот момент ученики с ними практиковались, и помогали им столько, сколько надо. Поэтому они хорошо относятся к новичкам — ведь это их шанс «вернуть долг», и поддержать новых учеников так же, как раньше поддерживали их самих. Поэтому, если вы новичок, то просто придите на занятие и начните заниматься, и в хорошем додзё вам обеспечат поддержку. Любой день — хороший день для начала занятий.

Источник: NEUROCOSMOPOLITANISM
Автор: Ник Уолкер Переводчик: Валерий Качуров