Сэйго Ямагучи о техниках айкидо

Вы должны запомнить самую важную вещь в Айкидо: айки есть кокю и ирими–тэнкан. Это — фундаментальный принцип Айкидо. Что касается кокю, то среди японцев наиболее общее значение этого слова — обыкновенное «дыхание», «вдох и выдох». Это — биологическое дыхание. Но кокю — не только это, в боевых искусствах это слово очень просто выражает суть таких вещей, как отношение с партнёром, или соотношение ума и тела. В этом смысле истинное айки предотвращает разделение ума и тела и может распространяться за пределы техник — на взаимоотношения между людьми.

В случае ирими–тэнкан можно думать о двух его значениях. Существует ирими–тэнкан — видимое глазом движение, но второе его значение — что–то очень духовное и неосязаемое. В последнем случае ирими отражает вход в чувства партнера, вход в его сознание. Тэнкан отражает изменение, вытягивание энергии, преобразование её в грацию, изменение её качества. Это то, что можно назвать одухотворением техники. Также как кокю состоит из двух элементов, означающих вдох и выдох, также ирими–тэнкан содержит два элемента, но они оба представляют собой одну и ту же сущность, подобно двум сторонам одной монеты. И метод айки–кокю не является чем–то особенным. Согласно ему, айки является основным принципом обучения, который может делать слабое сильным и злое добрым.

С очень большой точностью мы должны изучать базовые техники: кансетсу–ваза (техники контроля–удержания) иккё, никкё, санкё, йонкё и нагэ–ваза (бросковые техники) шихо–нагэ, ирими–нагэ, котэ–гаэши и кайтэн–нагэ. Фактически, всех их можно свести к трём: фронт и тыл, право и лево, верх и низ. Все они происходят из одного, но выражены несколько различными способами. Ирими–тэнкан — джодан (верх); котэ–гаэши — гэдан (середина); шихо–нагэ — чудан (низ); кайтэн–нагэ — также чудан, но к тылу противника. По Айкидо написано много книг, но всё, что мне известно, это: верх, середина, низ; фронт и тыл; право и лево. Такой взгляд на техники обладает силой соединения — сильным преимуществом непрерывающейся трансформации и многообразия вариантов техник, являются ли они омотэ, ура, учи или сото, и делает Айкидо очень динамичным.

Ирими–тэнкан означает изменение, преобразование перемещений от фронта — к тылу или снаружи — вовнутрь и наоборот. Между правым и левым есть бесконечно много точек, равно как между фронтом и тылом. Рассматривайте явления от общего к частному и от частного к общему; думайте о вещах с противоположной точки зрения. Это очень важно. Например, если сильный человек надеется на свою силу при выполнении техник, то он никогда не поймёт их хорошо. В этих обстоятельствах, даже при том, что у каждого есть какая–то сила, необходимо отказаться от силы и думать, что в тебе нет никакой силы. Это — чрезвычайно важный момент Айкидо; обучаясь перемещаться, очень слабый может достигнуть успехов. Если будете выполнять указанное предписание, то можете открыть в себе способность перемещаться. Сильный человек, полагающийся только на свою силу, не может сделать такое открытие, вне зависимости от того, как и что он делает. Существует старое высказывание: кто живёт с мечом, должен умереть от меча: тот, кто зависит от силы, будет разрушен силой. Таким образом, при занятии Айкидо «дух противоположности» очень важен. У каждого есть естественная тенденция поступать в любых ситуациях в соответствии со склонностью своего характера. Но при следовании Пути вы должны раз и навсегда покончить с такими привычками. Вы должны отказаться не только от плохих, но также и от хороших качеств вашего характера. Если вы так не поступите, ваши глаза никогда не смогут открыться для истинного восприятия. Только после того, как вы устранили и хорошие, и плохие качества вашего характера, станете способными через занятия понять истину. Это то, что связано с путем достижения свободы в истинном восприятии. Айкидо, таким образом — одна из больших дорог к освобождению.

Существует бесчисленное количество техник, которые берут начало от базовых техник и возникают спонтанно в правильный момент времени. Настоящие техники — те, которые вы освоили полностью, а затем забыли. Указанный смысл определяет методику занятий, посредством которой не просто изучаются техники типа сувари–ваза, тачи–ваза и ханми–хантачи в их внешних формах, но и различные техники, возникающие от основных естественных движений, подобно приседаниям, вставаниям и ходьбе.

О–Сэнсэй часто говорил: все техники есть одна. Как понять то, что он демонстрирует огромное количество техник и, тем не менее, говорит, что все они — всего лишь одна техника. Для моего осмысления в начале это было очень трудным, но постепенно я всё больше приближался к пониманию данного факта. Стало понятно, что в моих предшествующих знаниях содержалась помеха, она и мешала мне многое делать. Я понял, что все вещи связаны и, как О–Сэнсэй говорил, — есть одно.