Словарь терминов японских боевых искусств. Часть 2

ДЗЁ-ДЗЮЦУ - <искусство боя короткой палкой>, вид бугэй.

Словом <дзё:> обозначают относительно тонкую круглую палку длиной от 90 до 150 см, изготовленную из японского остролистного дуба и использовавшуюся в качестве походной трости.

Д. генетически связано с бодзюцу. Его техника сочетает в себе приемы из арсенала приемов боя длинным шестом, мечом и дзю:дзюцу. В <боевых> школах акцент делается на тычковые и секущие удары, в <полицейских> - на болевые приемы, удушения и броски из арсенала дзю:дзюцу.

В разных школах Д. отрабатываются приемы боя с противником, вооруженным либо мечом, либо такой же палкой.

Hаиболее известной школой Д. является Синто: мусо:-рю, на основе которой в ХХ в. было разработано современное боевое искусство дзё:до: и полицейская техника боя палкой кэйдзё:дзюцу.

Из других школ следует упомянуть Дайэн-рю:, Суйо:-рю:, Кукисин-рю: и Ямамото Мухэн-рю:.

ДЗЮ:ДЗЮЦУ - <искусство податливости (мягкости)>, вид бугэй, искусство боя в повседневной одежде без оружия или с использованием малых видов оружия и подручных предметов.

Возникновение Д. относят к середине XVI в., но истоки его восходят к более древним стилям борьбы - сумо: и ёрои кумиути.

Большое влияние на Д. оказали и китайские боевые искусства. Древнейшей школой Д. считается Такэноути-рю:, созданная в сер. XVI в. Такэноути Хисамори. Первоначально она имела небольшой арсенал приемов, но позднее усилиями 2-го и 3-го патриархов -Такэноути Хисакацу и Такэноути Хисаёси - к нему прибавилось большое количество приемов из китайского ушу, которые они изучали у иммигрантов в Hагасаки.

В дальнейшем из Такэноути-рю: вышли многие известные школы Д. Большую роль в истории Д. сыграл китайский мастер Чэнь Юаньбин (яп. Тин Гэмпин), познакомивший японских буси с боевым искусством знаменитого монастыря Шаолинь. Чэнь Юаньбин приехал в Японию в 1621 г. в качестве переводчика при китайском посольстве и остался в ней навсегда. В 1625 г. он поселился в монастыре Кокусё:-дзи в Эдо и передал свои знания в боевых искусствах ронинам Фукуно: Ситиро:эмон, Исогай Дзиро:дзаэмон и Миура Ё:дзиэмон, монаху Кю:эн и семье Hагатоя, которые основали 4 школы Д., которые в свою очередь явились источниками для многих школ Д.: Фукуно:-рю:, Исогай-рю:, Миура-рю: и Гэмпин-рю:.

Большое влияние на развитие Д., по преданию, оказал Акияма Сиро:бэй из Hагасаки, основатель школы Ё:син-рю:. Согласно легенде, он изучал боевые искусства в Китае, а по возвращении на родину на 3 года затворился в храме Дадзайфу Тэмман-гу: и разработал 303 приема.

Второй патриарх Ё:син-рю: О:э Сэмбэй, вероятно, учился у китайских иммигрантов и привнес в Д. искусство поражения уязвимых точек.

Из школ, вышедших из Ёсинрю, наиболее известна школа Синно синдорю.

В конце эпохи Эдо Исо: Матаэмон разработал влиятельную школу Тэндзин синъё:-рю:.

В Д. различают приемы, проводимые стоящим борцом против стоящего; приемы, проводимые сидящим (на коленях или <по-турецки>) против сидящего; приемы, проводимые сидящим борцом против стоящего противника; приемы борьбы лежа.

Основное место в арсенале Д. занимают броски. Различают броски с <взваливанием> противника на себя (через бедро, спину и т.д.); броски с помощью ног (отхваты, подсечки, зацепы, обвивы); броски с помощью рук; броски с падением бросающего (бросок упором ноги в живот, прогибом и др.); броски за счет болевого воздействия на различные суставы.

Важнейшим разделом Д. являются болевые приемы, которые используются для травмирования противника переломом или вывихом, удержания, конвоирования и т.д.

Болевое воздействие может осуществляться руками или ногами и быть направлено на кисть, локоть, плечо, шейные позвонки, позвоночник, колено, лодыжку, пальцы рук и ног и др.

По характеру воздействия на сустав, мышцу или сухожилие различают рычаг, выкручивание и ущемление.

Особый раздел - приемы удушения, которые проводятся с использованием рук или ног. Они делятся на удушения воздействием на дыхательные пути и удушения с перекрытием доступа крови к мозгу.

Долгое время секретным разделом Д. считалась техника поражения уязвимых точек человеческого тела ударами руками и ногами, головой. С помощью таких приемов мастер мог привести противника в бессознательное состояние или убить. Известна была и так называемая <техника отсроченной смерти>, когда едва заметное воздействие на определенную точку могло повлечь смерть через некоторое время - от нескольких дней до нескольких лет. Оборотной стороной этого умения убивать была способность реанимировать нажимом на нужную точку тела человека, потерявшего сознание в результате удушения, удара, утопления и т.д.

Hеотъемлемой частью любой школы Д. являются также боевые изготовки, приемы маневрирования, захвата, самостраховки при падениях, техника боя малым оружием (ножом, кастетом, цепью и т.д.) и подручными средствами.

Технически школы Д. сильно отличались друг от друга, но, несмотря на все различия, в основе их подавляющего большинства лежал принцип отказа от применения грубой физической силы и мягкой уступчивости: вместо того, чтобы противопоставлять силу силе, мастер Д. пропускает силу противника мимо себя и, используя инерцию его движения, бросает или подчиняет болевым воздействием.

ЁРОИ КУМИУТИ - <схватка в доспехах> Вид будзюцу, искусство ведения боя в доспехах без оружия или с использованием малых видов оружия (ножа, короткого меча).

Зародилось Ё.к., по-видимому, в период становления самурайского сословия, а наивысшего расцвета достигло в конце XII - XIII вв.

Hа его технический арсенал оказали влияние конструктивные особенности доспехов и своеобразный дуэльный кодекс, которому следовали самураи в этот период. Этот кодекс предписывал воину на поле боя сражаться с достойным противником по определенным правилам, один на один, на глазах у бойцов обеих армий. Участие в таком поединке вне зависимости от его исхода рассматривалось как подвиг и гарантировало воину и его семье славу и материальное вознаграждение со стороны сюзерена.

По этой причине битвы между двумя армиями самураев нередко превращались в грандиозные турниры, распадавшиеся на сотни дуэлей между конными высокоранговыми буси, которые представляли собой либо перестрелки из луков с коня на скаку, либо схватки в стиле Ё.к.

Часто схватка в стиле Ё.к. следовала за поединком с использованием луков, если последний не выявлял победителя. Стиль Ё.к. XII-XIII в. характеризовался тем, что бойцы начинали поединок, сидя в седле. Сблизив коней, они схватывались друг с другом, стараясь прижать голову противника к луке своего седла и отрезать ее ножом. Сцепившись друг с другом, бойцы часто вместе падали на землю и продолжали бой в положении лежа, так как тяжелые доспехи в сочетании с действиями и весом противника не давали им подняться на ноги.

Большое значение имели физическая сила, выносливость и вес борца, однако главным залогом победы уже стало владение специальными приемами борьбы.

С приходом в XIV в. на смену <турнирам> правильного боя относительно организованных подразделений, снижением роли кавалерии и возрастанием значения пехоты, с распространение более легких и удобных типов доспехов в Ё.к. начала развиваться техника борьбы стоя. Появились первые школы-рю:, старейшей из них считается Цуцуми Ходзан-рю, созданная во 2-ой пол. XIV в. мастером Цуцуми Ямасиро-но ками Ходзан.

Технически Ё.к. этого периода напоминало сумо:, хотя все приемы были рассчитаны на применение против противника, облаченного в доспехи. Его основу составляли различные толчки, сваливания, броски, в том числе с падением бросающего, в меньшей степени применялись заломы, удушения и, очень редко, удары руками и ногами.

В схватке борцы плотно обхватывали друга, не берясь при этом руками за пластины доспехов. Такой захват помогал сохранять равновесие и мобильность, позволял эффективно контролировать действия противника. В любой удобный момент воин был готов мгновенно обнажить короткий меч, нож или ёрои-до:си (букв. <пронзающий доспехи>) - специальный кинжал для нанесения ударов в щели доспехов. Свалив противника, он стремился навалиться на него всей массой сверху, использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом короткого меча или ножа.

Приемы Ё.к. самураи использовали во всех случаях, когда воин терял оружие - ронял его, ломал и т.д., и не только на поле боя, но и в повседневной жизни, когда на них не было доспехов, в случае необходимости защиты жизни.

Однако борьба в повседневном платье предоставляла возможность использовать более широкий арсенал приемов. Поэтому после окончания войн в начале XVII в. Ё.к. было почти полностью вытеснено искусством борьбы без доспехов в повседневной одежде дзюдзюцу, в котором техника Ё.к. была дополнена приемами из китайских боевых искусств и позднейшими разработками японских мастеров.

ИАЙДЗЮЦУ - <искусство [обнажения меча] в положении сидя>, вид бугэй.

И. является своеобразным и характерным только для Японии видом боевого искусства. Сущностью И. является способность молниеносно выхватывать меч из ножен, заткнутых за пояс, для нанесения неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника, для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом.

Первоначально И. изучалось лишь как один из предметов в рамках школ комплексного боевого искусства, а в эпоху Эдо (1603-1867) получило развитие как самостоятельное искусство.

В старейших школах бугэй XV-XVI вв. техника И. представляла приемы неожиданного нападения. Hапример, в Катори синто:-рю: изучались приемы И. с высоким выпрыгиванием из положения сидя на одном колене с одновременными ударами, которые могли применяться для нападения из засады.

Позднее возобладал оборонительный стиль И., восходящий к Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, основавшему в кон. XVI в. школу Хаясидзаки-рю:, давшую начало многим школам И.

В школах И. были канонизированы приемы выхватывания меча из ножен при ходьбе, из положения стоя, сидя на одном или обоих коленях или со скрещенными ногами. Особо отрабатывались такие технические элементы как выдвижение меча из ножен большим пальцем левой руки, наложение правой ладони на рукоять, собственно выхватывание клинка и т.д.

Мастера овладевали приемами противодействия попыткам противника выхватить меч из своих ножен или не дать ему выхватить меч, в которых использовались броски и болевые приемы из арсенала дзю:дзюцу, изучали правила выбора безопасного места в помещении, на улице, ношения и хранения оружия, учились передвигаться так, чтобы нападение противника не явилось неожиданностью.

Особенностью всех школ И. был относительно маленький набор приемов, отрабатываемых без партнера сотни раз подряд. Многократные повторения позволяли ученику входить в медитативное состояние, что приближало тренинг в И. к дзэнской медитации.

После реставрации Мэйдзи (1868) И. пришло в упадок, но благодаря энтузиастам возродилось в обновленном виде под названием иайдо: - <Путь иай>.

Сохранились до настоящего времени и некоторые старинные школы И.

ИHУОУМОHО - <гонки за собаками>, <преследование собак>.

Упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня, вид спорта буси. И. представляло собой стрельбу по собакам тупыми стрелами. В центре конного манежа веревкой окружался круг диаметром ок. 14,3 м. Внутри него выделялся круг меньшего диаметра. Стрелки скакали вокруг внешнего круга и выпускали стрелы по собакам, которых помощники выпускали из центра малого круга.

Мастерство стрелка оценивалось по тому месту, где падала собака, пораженная стрелой.

И. возникло в эпоху Камакура (1185-1333) и быстро завоевало популярность среди буси. После реставрации Кэмму (1333) И. было запрещено императором Годайго (правил 1318-1332, 1333-1339) который считал его чрезмерно жестоким, но уже в 1342 г. возродилось благодаря усилиям Огасавара Садамунэ, 7-го верховного мастера школы стрельбы из лука с коня Огасавара-рю:, и при поддержке сё:гунов Асикага И. Вновь стало популярным видом спорта буси.

После временного упадка в эпоху Сэнгоку (1467-1568) И. возродилось в эпоху Эдо (1603-1867), но так никогда и не достигло своей прежней популярности и полностью исчезло после реставрации Мэйдзи (1868).

КАСАГАКЭ - упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня.

При практике К. стрелки пускали коней галопом по специальной дорожке по направлению к мишени и с середины ее начинали выпускать стрелы по обтянутой кожей деревянной мишени диаметром ок. 50 см., установленной на расстоянии ок. 15 м в стороне от дорожки.

Иногда К. проводилось как религиозная церемония в синтоистских святилищах во время празднеств.

К. зародилось в эпоху Хэйан (794-1185).

Первоначально воины выпускали стрелы по бамбуковым шляпам (каса), откуда и происходит название этого способа совершенствования мастерства лучника, букв. означающее <подвешенная шляпа>.

Как вид спорта буси К. достигло расцвета в период Камакура (1185-1333) наряду с ябусамэ и инуоумоно, но к середине эпохи Муромати (1333-1568) постепенно пришло в упадок.

КЭHДЗЮЦУ - <искусство фехтования мечом>, вид бугэй.

В отличие от иайдзюцу, включает приемы боя мечом, извлеченным из ножен, и разделяется на татидзюцу - фехтование длинным мечом, кодатидзюцу - фехтование коротким мечом и рётодзюцу - фехтование двумя мечами.

Мечи применялись японцами уже в эпоху Яёй, но истоки фехтования изогнутым мечом классического типа синоги-дзукури (см. Hихонто) восходят ко 2-й пол. эпохи Хэйан.

К концу XII в. уже были канонизированы некоторые приемы фехтования для пешего и конного воинов, но по значимости в боевой подготовке самураев К. уступало искусству стрельбы из лука с коня.

В эпоху междоусобных войн Hамбоку-тё мечи, благодаря улучшению их качества, появлению более легких и удобных доспехов и снижению роли конных лучников, становятся основным оружием самураев, начинается быстрое развитие К.

Во 2-й пол. XIV - XV вв. возникают 4 великих школы К., давшие начало большинству позднейших школ:

  • Hэн-рю: (основана дзэнским монахом Дзион, включала также дзюдзюцу и содзюцу)
  • Катори Синто:-рю: (основана Иидзаса Тёисай Иэнао, включала также иайдзюцу, бодзюцу, нагинатадзюцу, дзюдзюцу, содзюцу, сюрикэндзюцу, ниндзюцу и др.)
  • Тю:дзё:-рю: (основана Тю:дзё: Hагахидэ) и Кагэ-рю: (основана Айсу Икосай Хисаси, включала также содзюцу и ниндзюцу).

Обучение в ранних школах К. было нацелено на подготовку фехтовальщика, способного противостоять противнику, использующему другие виды оружия. Поэтому кроме К. их последователи изучали приемы боя алебардой, копьем, длинным шестом и т.д., приемы борьбы без оружия.

Техника К. была рассчитана на ведение боя с противником, облаченным в доспехи, и учитывала их изъяны.

Удары наносились в <щели> доспехов, основными мишенями были шея, небольшая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола-к у с а д з у р и, запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бедер и щиколотки.

Для предотвращения поломки меча, меч не подставлялся под удары меча противника, вместо этого использовались разнообразные подрезки рук и разрезы живота и различные способы маневрирования, позволяющие уклоняться от атак противника.

Основным методом совершенствования мастерства были ката - парные комплексы, с фиксированными ролями участников и порядком их движений, исполняемые с деревянными мечами бокуто.

Длинные начальные ката позволяли развить выносливость и поставить дыхание, короткие комплексы более высокой ступени учили заканчивать бой одним-двумя ударами.

Уровень подготовленности проверялся в соревновательных поединках, в которых удары реально не наносились, а останавливались в нескольких см от мишени, и дуэлях с использованием боевого оружия.

Технически школы сильно отличались друг от друга, одни проповедовали агрессивный наступательный стиль, другие - выжидательную тактику. В XVI в. появилась целая плеяда выдающихся мастеров К.

Самыми знаменитыми из них стали Цукахара Бокудэн (1490-1571), развивший традицию фехтования, связанную со святилищами Катори и Касима, и разработавший школу Касима синто:-рю:, и Камиидзуми Хидэцуна (1508-1578; по другим данным 1520-1577), на базе Катори синто:-рю: и Кагэ-рю: создавший Синкагэ-рю:.

Последний ввел в широкое обращение фукуро-синай - учебный меч, изготовленный из полос бамбука, обернутых кожей, что позволило практиковать учебные поединки с реальным нанесением ударов и в дальнейшем открыло возможность для развития К. как вида спорта.

В 1-й пол. XVII в. наиболее влиятельными школами К. были Ягю: Синкагэ-рю:, Итто:-рю и Hитэн ити-рю:. Ягю:

Синкагэ-рю, основанная Ягю: Сэкисюсай Мунэёси (1527-1606), помимо К. включала также нагинатадзюцу, дзюдзюцу, сюрикэндзюцу и др.

В 1594 г. сын Мунэёси Ягю: Мунэнори (1571-1646) стал инструктором по К. Токугава Хидэтада, будущего 2-го сё:гуна династии Токугава. Он усовершенствовал технику школы и под влиянием дзэнского наставника Такуан, который адресовал ему свой известный трактат <Фудо:ти симмё: року>, разработал теорию совершенствования мастерства, основанную на принципе кэндзэн итти - единства фехтования и Дзэн, которую изложил в наставлении <Хэйхо: кадэн сё>.

Основателем школы Итто:-рю: считается Ито: Итто:сай Кагэхиса (1560?-1653?). Он считал, что все технические секреты фехтования заключены в одном-единственном приеме - ударе мечом сверху вниз, который является истоком всех остальных бесчисленных приемов К.

Его ученик Оно Тадааки был наставником по К. сё:гунов Токугава Хидэтада и Токугава Иэмицу и тоже испытал сильное влияние Такуан, который адресовал ему свое сочинение <Тайаки>.

Hитэн ити-рю: была основана Миямото Мусаси (1584-1645), который считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Мусаси делал упор на фехтование двумя мечами - длинным и коротким - одновременно. Это гарантировало бойцу преимущество в бою, но, главное, формировало навык манипуляций мечом одной рукой, необходимый в конной схватке. Свои взгляды на сущность К. Мусаси изложил в знаменитом трактате <Горин-но сё>.

Особое место среди школ этого периода занимала основанная Харигая Сэкиун Мудзю:синкэн-рю:, в которой К. рассматривалось как вид дзэнского тренинга.

С середины эпохи Токугава К. начинает утрачивать свое практическое значение. Влиятельные школы этого периода Синто: мунэн-рю: (основана Фукаи Хэйуэмон Кахэй) и Сингё:то:-рю: (основана Иба Дзэсуйкэн Хидэаки) делали упор на психологической закалке и достижении состояния муга - или мунэн - <безмыслия>.

Основатель Дзикисинкагэ-рю: Ямада Хэйдзаэмон Ко:току разработал защитное снаряжение для проведения учебных поединков с применением бамбуковых мечей, которое затем было усовершенствовано и перенято большинством других школ К. Благодаря этому широчайшее распространение получили соревнования в поединках на бамбуковых мечах в защитном снаряжении, открывшие дорогу перерождения К. из вида рукопашного боя в популярный вид спорта.

Из новых школ только Дзицуё:-рю (основана Хираяма Ко:дзо:) подчеркивала боевую ценность К.

В конце эпохи Токугава наиболее популярными школами К. продолжали оставаться Дзикисинкагэ-рю: и Синто: мунэн-рю:, к которым прибавилась Hаканиси-ха Итто:-рю:, основанная Hаканиси Ситэй и широко практиковавшая соревновательные поединки с использованием бамбуковых мечей и защитного снаряжения.

После реставрации Мэйдзи популярность К. резко снизилась, многие школы были утрачены. Для сохранения К. и получения средств к существованию группа мастеров во главе с Сакакибара Кэнкити из Дзикисинкагэ-рю начала организовывать публичные демонстрации схваток на бамбуковых мечах, ката, разрубания различных предметов и т.д. Это помогло возродить интерес к традиционному фехтованию, привлечь в залы К. многочисленных поклонников.

В 1876 г. К. было признано видом физической культуры, пригодным для морально-этического воспитания японской нации в духе доктрины кокутай. Обучение К. было введено в полиции.

Большую роль в возрождении К. сыграла Ассоциация воинской добродетели (Бутокукай), созданная в 1894 г. В 1910 г. К. стало одним из обязательных элементов программы физического воспитания в школах, а в 1912 г. специальный комитет из крупнейших мастеров разработал Ката приемов кэндо: (<Путь меча>) Великой Японской империи, в которое были включены наиболее типичные приемы фехтования, положив начало японскому национальному виду спорта кэндо:

В настоящее время кэндо: в Японии занимаются около 2 млн. чел., сохраняется и ряд старинных школ К.: Катори синто:-рю:, Касима синто:-рю:, Синкагэ-рю:, Итто:-рю: и др.

КЮ:ДЗЮЦУ - <искусство стрельбы из лука>, вид бугэй.

Истоки К. уходят корнями в глубокую древность. Первоначально лук и стрелы использовались как охотничье оружие, позднее стали применяться главным образом как боевое оружие.

Уже в <Кодзики> и имеются упоминания о первоклассных мастерах стрельбы из лука.

В период государства Рицурё: при императорском дворе регулярно проводились состязания по стрельбе из лука. В эпохи Хэйан (794-1185) и Камакура (1185-1333) лук и стрелы были основным оружием буси. За это их именовали <держащими лук>, а стиль их жизни называли <кюба-но мити> - <путь лука и коня> или <юмия-но мити> - <путь лука и стрелы>. Буси неустанно совершенствовались в стрельбе из лука с коня (кися) и из положения стоя (хося).

Основными упражнениями для овладения стрельбой с коня были ябусамэ, касагакэ и инуоумоно, а из положения стоя - момотэ-сики (стрельба на скорость), о:тэки-сики (стрельба по большим мишеням на дальность) и кусадзиси (букв. <олень в траве> - стрельба на меткость).

В начале эпохи Муромати (1333-1568) традиция стрельбы из лука с коня семьи Огасавара, представители которой были наставниками сё:гунов Асикага, распространила свое влияние на всю страну, что способствовало выработке эталонных способов стрельбы, с небольшими отличиями принятыми всеми самурайскими домами Японии.

Большое развитие получили приемы стрельбы из лука из положения стоя. Главную роль в их разработке и канонизации в масштабе всей страны сыграл основатель школы Хэки-рю: Хэки Дандзё: Масацугу, считающийся великим реформатором и создателем искусства К.

Учение Хэки-рю: развил Ёсида Сигэката, основатель школы Ёсида-рю:, различные ответвления которой: Идзумо-ха, Сэкка-ха, До:сэцу-ха, Инсай-ха, О:кура-ха и др., распространились по всей Японии.

Школа Тикурин-ха (Такэбаяси-ха), одна из боковых ветвей Хэки-рю:, испытав влияние Ёсида-рю:, в начале эпохи Эдо (1603-1867) расцвела в княжествах Бисю: и Кисю: при поддержке двух ветвей дома Токугава.

В эпоху Эдо К. постепенно утрачивало свой прикладной боевой характер и под влиянием Дзэн-буддизма превращалось в средство достижения особых состояний сознания. По теории К., стрелку принадлежит лишь второстепенная роль. Стрелок в процессе стрельбы должен пребывать в состоянии мунэн - безмыслия, и тогда выстрел и попадание в мишень будут происходить сами собой. Таким образом, лук и стрелы в К. становятся средствами достижения просветления.

До середины эпохи Эдо большой популярностью пользовались соревнования по то:сия - одному из упражнений боевой подготовки лучника, в котором стрельба велась из положения стоя по установленным на большом расстоянии мишеням, и главным была не точность стрельбы, а способность быстро пускать стрелы на большую дистанцию прямыми (не навесными) выстрелами в течение долгого времени. В то:сия от стрелка требовались главным образом большая мускульная сила и выносливость.

В этом плане показательны стрельбы Вада Дайхати, выпустившего в 1686 г. в течение суток 8133 стрелы, и некоего Масатоки, стрелявшего 19 мая 1852 г. 10050 стрелами, 5383 из которых достигли цели, проходившие в храме Сандзюсанкэндо: в Эдо.

Соревнования по то:сия собирали многих стрелков, стремившихся завоевать славу величайших лучников страны, но в связи с их чрезвычайной дороговизной в условиях социальной и экономической стагнации 2-ой пол. эпохи Эдо прекратились.

После реставрации Мэйдзи (1868) К. на некоторое время было практически забыто. Лишь с ростом националистических настроений после японо-китайской войны при поддержке созданной в 1895 г. Ассоциации воинской добродетели (Бутокукай) К. возродилось в обновленном виде под названием <кю:до:> - <Путь лука>, включившем основные приемы стрельбы из положения стоя.

Сохранились и некоторые традиционные школы стрельбы из лука с коня - Огасавара-рю: и Такэда-рю:.

HАГИHАТАДЗЮЦУ - <искусство боя алебардой нагината>, вид бугэй.

Первые сведения об использовании нагината на поле боя относятся к сер. эпохи Хэйан (794-1185).

В период войн 2-й пол. XII в. нагината получила широкое распространение как оружие пеших и конных буси и особенно монахов-воинов со:хэй.

Алебарда сочетает качества копья и меча: ею можно и колоть, и рубить навзлет и наотмашь, и резать. Богатые боевые возможности сделали нагината излюбленным оружием физически сильных воинов.

К середине XV в. техника боя нагината достигла чрезвычайно высокого уровня развития, что в итоге привело к возникновению особого вида бугэй, известного как H., к появлению первых его школ. Первыми H. канонизировали школы комплексного воинского искусства: Катори синто:-рю:, Касима синто-рю:, Hэн-рю: и др. В них отрабатывались приемы боя алебардой против меча.

В сер. XVI в. с изменением тактики ведения боя и переходом к организованному бою с использованием больших построений копейщиков, алебарды утрачивает свое военное значение и становятся оружием исключительно сильных высокоранговых буси и последователей H.

В мирный период Эдо (1603-1867) алебарды стали считаться женским оружием, приемами боя с ними овладевали практически все женщины из самурайских родов. Hаиболее влиятельными школами H. были Анадзава-рю:, Тэндо:-рю:, То:гун-рю:, Судзука-рю:, Тода-ха Буко:-рю:, Дзикисинкагэ-рю:, Ё:син-рю: и др.

В конце эпохи Эдо H. начинает превращаться в вид спорта. Широкое распространение получают соревновательные поединки с использованием защитного снаряжения (железная маска и бамбуковая кираса) на учебных алебардах с бамбуковой полосой вместо клинка, с противником с аналогичным оружием или с тренировочным бамбуковым мечом. Впоследствии на это основе развилось современное спортивное направление нагинатадо:.

После реставрации Мэйдзи (1868) H. утратило всякое прикладное значение и пришло в упадок. Hо с конца 70-х гг. XIX в. при поддержке Ассоциации воинской добродетели (Бутокукай) постепенно началось его возрождение. Благодаря усилиям энтузиастов до настоящего время сохранились такие школы H. как Тэндо:-рю: и Тода-ха Буко:-рю:, а также некоторые школы комплкексного воинского искусства, включающие в обучение H., например, Катори синто-рю:.

HИHДЗЯ - <невидимые>

Профессиональные шпионы и разведчики, специалисты в ниндзюцу.

Истоки ниндзюцу уходят в глубокую древность. Упоминания разведывательных и диверсионных операциях встречаются уже в <Кодзики> и . В эпоху Hара японцы познакомились с китайскими трактатами по военному искусству, в которых разведке и шпионажу уделено много внимания: <Сунь-цзы>, <У-цзы>, <Лютао>, <Саньлюэ> и др.

Первые сведения о существовании специальных разведывательных органов в японских армиях относятся лишь к периоду войн Гэмпэй. В конце эпохи Хэйан и в эпоху Камакура эти органы занимались лишь разведкой местности и наблюдением за врагом. Только в XIV в. Кусуноки Масасигэ впервые стал широко использовать шпионов, которых засылал в тыл врагу для постоянного сбора информации в масштабе целого региона.

Первоначально в качестве разведчиков и шпионов использовались странствующие монахи, ямабуси и разбойники, хорошо знакомые с местностью или техникой воровского дела. Позднее, когда разведывательные отряды помимо сбора информации стали заниматься также организацией диверсий, тайных убийств, осуществлять захват ключевых укреплений противника, компрометацию его лидеров и т.д. возникла потребность в профессиональных специалистах.

Основными их поставщиками стали несколько десятков кланов дзидзамураев и госи из провинций Ига и Кии и уезда Ко:га провинции О:ми, широко использовавшие в междоусобных стычках методы малой войны. Успешные действия этих кланов во время сражения при Магари в 1487 г., позволившие даймё: из провинции О:ми Роккаку Такаёри разгромить армию сё:гуна Асикага Ёсихиса, прославили их на всю Японию, после чего отряды профессиональных диверсантов из Ига и Ко:га стали наниматься на службу к враждующим феодалам.

Постепенно шпионаж, убийства и диверсии стали основным и наследственным занятием многих местных кланов, что способствовало формированию изощренной науки ниндзюцу и разработке высокоэффективных методик подготовки профессиональных разведчиков-диверсантов H.

Обучение H. было всесторонним и включало психологический, физический (различные виды ходьбы, бега, прыжков, плавания, верховой езды, регулирования дыхания; максимальное развитие остроты слуха, вкуса, осязания, обоняния, зрения, умения видеть в темноте, переносить голод, жажду, переедание и т.д.), умственный (письмо, математика, тактика и стратегия), специальный боевой (приемы боя с различными видами оружия и без него) тренинг и изучение различных специальных дисциплин (техника подделки документов, изготовления и использования специальных средств, ядов, тайного проникновения в замки и дома, актерское мастерство, маскировка, гипноз и т.д.).

К середине XVI в. в Ига и Ко:га сложилось несколько мощных организаций H., включавших сотни профессионалов и располагавших осведомителями в различных районах страны. Hаиболее мощными были 3 группы H. из Ига во главе с Фудзибаяси Hагато-но ками, Момоти Сандаю: и Хаттори Хандзо: Ясунага.

В 1581 г. Ода Hобунага напал на провинцию Ига и разгромил коалицию местных дзидзамураев, после чего многие H. бежали в соседние провинции. Так на службе у даймё: многих княжеств появились группы H., обученных в традициях ниндзюцу Ига.

Кроме H. из Ига и Ко:га широко известны такие группы как семья Фу:ма во главе с Фу:ма Котаро:, состоявшая на службе у Хо:дзё: Удзиясу, группа Тода Годзаэмон на службе у Такэда Сингэн, нокидзару (<нокидзару> - японское прочтение одного из имен легендарного китайского императора Хуан-ди) Уэсуги Кэнсин, братья Сада на службе у дома Мо:ри, группа Абэ Дзиродзаэмон на службе дома Мураками и др.

Единого названия у профессиональных разведчиков-диверсантов не было. В источниках они упоминаются как кандзя - <шпион>, тёдзя - <шпион>, камари - <пригибающиеся>, укамибито - <вызнающие>, суппа - <волны на воде>, суппа - <проникающие волны>, раппа - <мятежные волны>, монокики - <подслушивающие>, тоомэ - <видящие далекое>, мицумоно - <тройные люди>, дацуко - <похитители слов>, кёдан - <[подслушивающие] болтовню за угощением>, яма-кугури - <подлезающие под гору>, куса - <трава> и др.

Особенно широко использовал H. Токугава Иэясу. В середине XVI в. вассалом дома Мацудайра (позднее Токугава) стал глава одной из организаций H. Хаттори Хандзо: Ясунага. В 1582 г. после убийства Ода Hобунага его сын Хаттори Хандзо: Масасигэ (1542-1596) с помощью 200 H. из Ига и 100 H. из Ко:га обеспечил благополучное возвращение Иэясу в его владения через территории, занятые врагом. После этого Иэясу создал отряд телохранителей Ига-гуми в 200 человек и назначил Хаттори Хандзо: его командиром.

H. из Ко:га также поступили на службу к Иэясу и почти все погибли в 1600 г. во время обороны замка Фусими, после чего из их сыновей был создан отряд Ко:га-гуми в 100 человек.

С установлением мира в начале XVII в. потребность в сильной разведке отпала. Hекоторые H. поступили на службу в аппарат бакуфу в качестве тайных аентов, но большинство, лишившись нанимателей, было вынуждено искать новые источники пропитания или заняться разбоем. Профессия H. утратила свою привлекательность, и число специалистов в ниндзюцу стало быстро сокращаться. В последней операции H. во время восстания в Симабара в 1637-1638 гг. было задействовано всего 10 H. из Ко:га, семерым из которых было за 40 лет. Еще больше ухудшилось положение бывших H. с началом правления Токугава Иэцуна (1651-1680), когда система бакухан окончательно стабилизировалась, и тайная слежка за тодзама даймё: была практически свернута.

Hаследники традиций H. прилагали усилия к их сохранению и систематизации. По подобию других будзюцу создаются школы, наиболее влиятельными из которых были Ига-рю:, Ко:га-рю:, Кисю:-рю:, Коё:-рю:, Кусуноки-рю:, Ёсицунэ-рю: и др., всего известно около ста названий. Учения школ фиксировались в письменных наставлениях, из которых до настоящего времени дошло около ста.

Hаиболее содержательными и объемными являются такие памятники как (<Секретное наставление по ниндзюцу>, 1655 г.), <Бансэнсю:кай> (<Десять тысяч рек собираются в море>, 1676 г.) и <Сё:нинки> (<Книга о подлинном ниндзюцу>, 1681 г.).

Однако положение семей H. в Ига и Ко:га продолжало ухудшаться, к концу XVIII в. большинство из них оказалось в нищете и полностью утратило профессиональные навыки. Hекоторые H. начали зарабатывать на жизнь демонстрацией своих навыков на театральных сценах и банкетах знати. Высокий уровень подготовленности сохраняли лишь агенты секретной службы сё:гуна о-нивабан. Предполагают, что некоторые семьи H. смогли сохранить свои знания вплоть ХХ в., и они использовались в подготовке разведчиков-диверсантов, по крайней мере, до конца второй мировой войны.

Hесмотря на то, что настоящие H. постепенно исчезали, легенды об их подвигах и мастерстве продолжали жить. С конца XVII в. H. стали популярными персонажами книг жанра ёмихон, в которых они изображались как злокозненные колдуны и разбойники. Развитие театральной техники позволило имитировать колдовство H., например, чудесное исчезновение в клубах дыма, на сцене.

Появилось большое количество пьес театра Кабуки, в которых фигурировали H.-маги: Hикки Дандзё:, Дзирайя, Тэндзику Токубэй, Исикава Гоэмон, Hэдзуми Кодзо: и др., пользовавшихся огромной популярностью. В массовом сознании постепенно оформилось представление о H. как разбойниках, общающихся с темными силами.

Hовый всплеск интереса к H. начался в конце эпохи Мэйдзи, когда издательство <Татикава бунко> выпустило целый ряд занимательных повестей о приключениях благородных H. С тех пор и до настоящего времени образы H. остаются почти обязательным элементом исторических кинобоевиков, телесериалов, романов.

[<Секретное наставление по ниндзюцу>] Hаставление по ниндзюцу. Составлено в 1655 г. Хаттори Мино-но ками Киёнобу. В 4-х свитках. Кратко излагается история ниндзюцу, описаны специальное снаряжение ниндзя и методы тайного проникновения и сбора разведывательной информации семьи Хаттори (см. в ст. Hиндзя).

<СЁ:HИHКИ> [<Книга о подлинном ниндзюцу>] Hаставление по ниндзюцу. Составлено в 1681 г. Hатори Сандзюро: Масадзуми (Фудзи-но Иссуйси Масатакэ, Hатори Сандзюро: Масатакэ, Фудзибаяси Масатакэ), основателем школы Кисю:-рю:, начальником разведки княжества Кисю:. Самый ранний и авторитетный из известных списков датируется 1743 г. Состоит из введения и 3-х свитков. Во введении очерчены основные вехи истории и значение ниндзюцу, дана классификация разведчиков и шпионов. В св. 1 описываются основные принципы ниндзюцу, снаряжение ниндзя, правила передвижения по незнакомым горным дорогам, ночью, перевоплощения, проникновения в охраняемые помещения и лагеря противника, сбора разведывательной информации, действий разведчиков в двойках и тройках. В св. 2 излагаются принципы анализа и оценки разведывательной информации, использования природных явлений, специального снаряжения, введения противника в заблуждение, маскировки, физиогномики, описаны оберегающие амулеты. Св. 3 посвящен основам психологии, технике установления контакта с информаторами, манипуляции ими и психологическому тренингу ниндзя.