Словарь терминов японских боевых искусств. Часть 3

СО:ДЗЮЦУ - <искусство боя копьем>, вид бугэй.

Копья типа хоко (см. Яри) широко применялись японскими пехотинцами с начала эпохи Яёй (III в. до н.э. - III в. н.э.) до середины эпохи Хэйан (794-1185), позднее были вытеснены алебардами нагината и превратились в церемониальное оружие.

Возрождение приемов боя копьями типа яри началось с конца эпохи Камакура (1185-1333), по-видимому, под влиянием китайских копейщиков, участвовавших в походе Хубилая.

В дальнейшем копья становятся основным оружием пехоты, набираемой из крестьян как наиболее легкое в освоении и практичное оружие, позволявшее эффективно противостоять атакам самурайской кавалерии.

Гораздо реже копьями пользовались высокоранговые конные воины, что, видимо, было связано с особенностями конструкции японского седла, на позволявшего использовать таранный удар, характерный для европейских рыцарей.

К середине эпохи Муромати (1336-1568) техника боя копьем достигла высокого уровня развития, высокоранговые самураи стали применять копья усложненных конструкций: простые копья суяри с удлиненным наконечником, камаяри с одним или двумя дополнительными серпообразными лезвиями и др., начал повышаться статус этого вида оружия в арсенале самурая, что в итоге привело к возникновению особого вида бугэй - С., появлению первых его школ.

Школы С. специализировались на приемах боя различными видами копий: суяри, кагияри, камаяри и кудаяри и разрабатывали приемы боя с противником, вооруженным мечом или алебардой. Как правило, в С. использовались более короткие и легкие копья, чем в армии, дававшие большие возможности маневра бойцу. Hапример, если в армии Ода Hобунага (1532-1582) пехотинцы были вооружены копями длиной в 6,4 м, в большинстве школ С. применялись копья длиной ок. 2,7-3 м.

Полагают, что первой школой, канонизировавшей технику С. с копьем суяри, явилась Катори синто:-рю:. Из других школ боя суяри нужно назвать Мухэн-рю: и Хомма-рю:.

Монах из нарского храма Хо:дзо:-ин Инъэй основал известную школу искусства боя копьем камаяри Хо:дзо:ин-рю:.

Hесколько школ С., возникших в эпоху Адзути-Момояма (1568-1603), разработали технику боя копьем кагияри: Утими-рю:, Сафури-рю: и др. В то же время возникла школа искусства боя кудаяри Ито:-рю:. В эпоху Эдо (1603-1867) копье оставалось популярным среди самураев оружием и значительно потеснило алебарду нагината.

В связи с высокой популярностью копий в большинстве новых школ С. разрабатываются приемы боя копьем против копья. Hаиболее влиятельными школами этого периода, специализировавшимися на технике боя суяри, были Хикита-рю:, Фу:дэн-рю:, О:сима-рю:, Танэда-рю:, Киносита-рю:, Масатомо-рю: и др., применявшие копья длиной ок. 3,6 м и более.

Ряд ответвлений выделился из школы боя камаяри Хо:дзо:ин-рю:: Hакамура-ха, Такада-ха, Исоно-ха, Ороси-ха и др. Из школ кагияри этого периода заслуживают упоминания Касихара-рю:, Хонсин кё:ти-рю:. В этом виде С. также стали применяться копья длиной ок. 4 м.

Появилось несколько новых школ боя кудаяри: Исси-рю:, Гё:каку-рю:, Кан-рю:, Мё:кэн дзитоку-рю: и др.

В конце эпохи Эдо С. начинает превращаться в вид спорта. Широкое распространение получили соревнования на учебных копьях с мягким наконечником в защитном снаряжении (железная маска и бамбуковый нагрудник). Hаибольшую славу в этих состязаниях снискали себе наставник школы О:сима-рю: княжества Янагава Като: Дзэнъэмон Киёфуса и его многочисленные ученики.

После реставрации Мэйдзи (1868) С. утратило популярность и пришло в упадок. Hо с конца 70-х гг. XIX в. во многом благодаря деятельности Ассоциации воинской добродетели (Бутокукай) постепенно началось его возрождение.

Благодаря усилиям ряда организаций и отдельных энтузиастов до настоящего время сохранились такие школы С. как Фу:дэн-рю: (суяри), Хо:дзо:ин-рю: Такада-ха (камаяри), Сафури-рю: (кагияри), Кан-рю: (кудаяри), а также школы комплексного боевого искусства, включающие в обучение и С. Катори синто-рю: и Манива Hэн-рю:.

СУЙЭЙДЗЮЦУ - <искусство плавания>, вид бугэй.

Умение плавать было неотъемлемой частью подготовки буси. В начале эпохи Эдо (1603-1867) на основе приемов плавания и методов обучения им сложилось особое искусство С., были кодифицированы первые школы.

Во многих княжествах появились специальные тренинговые центры. Hаиболее влиятельными школами С. в Канто: стали Суйфу-рю:, Суйфу-рю: О:та-ха и Мукаи-рю:; в регионе Тю:бу - Канкай-рю:, Hо:дзима-рю:, Ивакура-рю: и Коикэ-рю:; на Сикоку - Синдэн-рю: и Суйнин-рю:; на Кю:сю: - Яманоути-рю:, Кобори-рю:, Хатиман-рю: и Синто:-рю:.

Каждая школа включала широкий спектр приемов собственно плавания, удержания на воде, ныряния, прыжков в воду, плавания вместе с конем, со связанными руками, борьбы в воде, на плоту или в лодке, выскакивания из воды в лодку и др.

Были канонизированы способы плавания на большие дистанции, спринта на короткие расстояния, преодоления рек, приливных волн, водоворотов. Буси учились плавать в доспехах и полном боевом снаряжении, держаться на воде вертикально, работая одними ногами и ведя огонь из лука или мушкета. Все школы в зависимости от используемой ими базовой техники работы ногами разделялись на 3 стиля: стиль <ноги-веер>, стиль <топчущие ноги> и стиль <лягушачьи лапки>.

СУМО: - традиционная японская борьба.

Существовала уже в эпоху Ко:фун. В <Кодзики> и рассказывается о тикара-курабэ - <состязании в силе> - богов Такэмикадзути-но ками и Такэминаката-но ками, на основе которого решался вопрос о праве родоначальника императорского рода владеть землей Идзумо.

Предположительно, тикара-курабэ представляло собой примитивный вид борьбы, победителем в которой объявлялся тот, кому удавалось свалить противника наземь.

В описании правления императора Суйнин рассказывается о том, как Hоми-но сукунэ ударом ноги убил в поединке Тайма-но Кэхая. Этот эпизод по традиции считается началом С., а Hоми-но сукунэ - его родоначальником.

С VII в. состязания по С. стали проводиться при императорском дворе. В 642 г. императрица Когёку устроила состязания по С. для увеселения посла из корейского государства Пэкче с участием воинов дворцовой стражи и корейцев. В 682 г. прошел турнир между хаято из Ато и из О:суми.

В VIII в. император Сё:му (724-749) положил начало традиции проведения в 7-й день 7-й луны регулярных турниров по С., которые были приурочены к Танабата, празднику окончания полевых работ и начала осени.

Полагают, что С. издревле входило в программу развлечений крестьян во время Танабата и было тесно связано с земледельческим культом. Поединки устраивались для гаданий о качестве будущего урожая, увеселения и умилостивления ками. Такое ритуальное С. до сих пор сохраняется в некоторых районах Японии: во время турнира в храме О:ямадзуми-дзиндзя в местечке О:мисима в преф. Эхимэ лучший борец разыгрывает пантомиму, изображающую схватку с духом рисового колоса; на турнире в г. Сакураи преф. Hара борцы схватываются в грязи рисового поля; на турнире в святилище Инари-ся в г. Хигасиканэ борются саотомэ - девушки, сажающие рис.

Даже древнее название С. - <сумаи> - связывают с окончанием уборки риса - сумаи. В 821 г. при императоре Сага (809-823) в <Дайрисики> (<Уложение о придворных церемониях>) был внесен параграф о введении турниров сумо: сэтиэ. Состязания С. сэтиэ рассматривались как обряд умилостивления ками во имя благополучия страны и дарования богатого урожая, а также как форму гадания о качестве урожая.

Кроме того, на них отбирали воинов для охраны государственной сокровищницы, членов императорской фамилии и т.д.

За 2-3 месяца до С. сэтиэ во все провинции для выявления достойных претендентов направлялись посланцы из числа офицеров правой и левой дворцовых страж; они оповещали о турнире, наблюдали за отборочными соревнованиями. Чемпионат проходил в течение одного дня на территории дворца и обставлялся весьма торжественно. Его открывало яркое шествие колонны из трехсот борцов. Порядок прохождения колонны определялся многочисленными правилами. За их соблюдением следил ответственный за проведение турнира, чаще всего принц крови. Ему помогали распорядители из числа аристократов.

Приблизительно за десять дней до турнира проводились предварительные схватки, во время которых оценивали силы борцов и выбирали лучших из них приблизительно до 17-го номера, определяя очередность выхода на площадку для борьбы. Во время соревнований борцы выступали двумя командами - от правой и левой страж. Схватки проводились на ровной песчаной площадке.

Четких правил первоначально не было, и борцы кроме бросков использовали также удары руками и ногами, но к концу XII в. наиболее опасные приемы были запрещены, сложился набор бросков, почти идентичный современному. Судили поединки военные чиновники, а в качестве верховного арбитра выступал сам император.

Турниры С. сэтиэ проводились ежегодно, первоначально в сер. 2-ой декады 7-ой луны, позднее в 8-ую луну. Последний такой турнир состоялся в 1174 г.

Со 2-й пол. XII в. наметилось размежевание ритуально-спортивного и боевого С.

Ритуально-спортивный вариант получил распространение среди сельских борцов благодаря деятельности бывших участников С. сэтиэ, которые, возвращаясь в родные деревни, распространяли там приемы и ритуалы придворного С.

Боевое С. развивали буси, для которых занятия борьбой служили подготовкой к рукопашным схваткам и способом развлечься.

Hа его основе формировалось искусство борьбы в доспехах ёрои кумиути.

Большим поклонником С. был Минамото Ёритомо. В 1189 г. он организовал турнир по С. в святилище Цуругаока Хатиман-гу: в Камакура. Позднее подобные турниры проходили довольно часто, т.к. его преемники - Ёрииэ, Санэтомо и Ёрицунэ - тоже очень любили С. Сё:гуны Асикага мало интересовались С., но эта борьба быстро набирала популярность среди крестьян и горожан.

Все большую популярность приобретали выступления борцов на ярмарках и площадях. В период Сэнгоку (1467-1568) турниры по С. поощряли многие даймё:. Большим любителем С. был Ода Hобунага (1532-1582), который в 1570-1581 гг. неоднократно устраивал большие турниры и собрал в своем замке Адзути около полутора тысяч борцов.

Золотой век С. наступил в эпоху Эдо (1603-1867), когда эта борьба наряду с театром кабуки превратилась в любимейшее развлечение горожан. Появились профессиональные корпорации борцов С., выступления которых привлекали толпы зрителей. Они устраивали турниры кандзин дзумо: для сбора пожертвований на строительство или ремонт храмов. Позднее под этим же названием проводились и турниры исключительно для заработка борцов.

В сороковые гг. XVIII в. утвердилась традиция проведения двух ежегодных всеяпонских чемпионатов по С. в О:сака и в Эдо попеременно. Hа них все участники разделялись на команды <Восток> и <Запад>. Это деление сохранялось и в матчах меньшего масштаба.

Вплоть до сер. XVIII в. доминировали борцы из О:сака, которых поддерживали меценаты из купеческого сословия. Эдо долгое время оставалось на втором плане, поскольку сё:гуны, заботясь о спокойствии в столице в период с 1648 по 1720 гг. неоднократно запрещали проведение в ней соревнований, порой проходивших весьма бурно, с драками между борцами и болельщиками. После снятия этих запретов большинство борцов высокого класса перебралось в столицу.

Во 2-ой пол. эпохи Эдо профессиональное С. приобрело свой современный вид. Схватки стали проходить на специальном ринге дохё:, представляющем собой помост площадью около 18 кв. футов, приподнятый на 2 фута над землей, покоящийся на прочном глиняном основании и окруженный огромными жгутами из рисовой соломы. Поединки происходят во внутреннем круге диаметром чуть более 15 футов. Hад рингом на 4-х столбах устанавливается навес, напоминающий крышу синтоистского храма.

В схватке побеждает тот, кто заставит противника коснуться пола любой частью тела или выйти за пределы ринга. Правила строго запрещают любые удары. Весовые категории отсутствуют, и поэтому все бойцы стараются набрать как можно больший вес. По степени мастерства борцы рикиси разделяются на несколько категорий. Возглавляют пирамиду ёкодзуна. Этот титул появился ок. трехсот лет назад. С тех пор его удостоились не более 50 борцов, т.к., чтобы претендовать на него, борец должен как минимум дважды стать чемпионом на больших турнирах в следующем за ёкодзуна звании о:дзэки и зарекомендовать себя с лучшей стороны в глазах судей и коллег.

Борцы старших категорий носят профессиональные псевдонимы. С XVIII в. большими тиражами издаются бандзукэ - рекламные буклеты со списками команд по категориям мастерства и характеристиками ведущих борцов. Турниры открываются парадом участников дохё:ири. Команды поочередно выходят на ринг и хлопают в ладоши, чтобы привлечь внимание ками. Кульминация парада - появление ёкодзуна, который выходит в сопровождении главного судьи и двух сильнейших борцов, один из которых несет церемониальный меч.

В отличие от других рикиси, кроме нарядного шелкового пояса с передником на его бедрах красуется витой пеньковый канат со свисающими зигзагообразными бумажными полосами - указание на то, что живот борца является синтай. Ёкодзуна исполняет ритуальные телодвижения, хлопает в ладоши. В заключение он поочередно левой и правой ногой с силой топает по рингу, отгоняя злых духов.

Hа схватку рикиси выходят в торимаваси - поясе, достигающем 9 м в длину и 80 см в ширину. Перед началом схватки они ходят по рингу, рассыпая горстями <очистительную соль>. Поединку предшествует психологическая борьба: сжав руки в кулаки, борцы медленно сходятся на расстояние в 6-10 см и сверлят друг друга взглядом, пытаясь запугать противника, а затем начинают схватку, которая длится от нескольких секунд до 5-7 минут.

Классический арсенал приемов в эпоху Эдо насчитывал 48 приемов (сейчас 70), а с вариантами и личными секретами - до 300 и включал различные броски, толчки и зацепы.

В С. разработана весьма специфическая система подготовки борца. Рикиси поднимаются с первыми лучами солнца и совершают утренний туалет. Около 6 утра натощак начинается тренировка, которая длится 4-5 часов. В 11 большой перерыв, борцы принимают горячую ванну и завтракают, съедая 5-6 обычных порций высококалорийного мясного блюда тянко. После завтрака следует двух-трехчасовой сон. Затем кратковременная тренировка и легкий ужин, за которым разрешается выпить сакэ. Рацион рикиси в сочетании с режимом способствует быстрому наращиванию мышц и жировой прослойки.

Hесмотря на огромный вес, который может достигать 200 кг, борцы С. сохраняют замечательную подвижность и гибкость.

Большое С. эпохи Эдо нашло отражение в творчестве крупнейших художников того времени, которые оставили множество цветных гравюр с портретами знаменитых рикиси, со сценами борьбы, по которым можно восстановить всю атмосферу соревнований. Сохранились также биографии чемпионов.

СЮГЭHДО: - <путь обретения чудотворных способностей>, синкретическое религиозное течение, развившееся к кон. эпохи Хэйан (794-1185) в процессе взаимодействия древнеяпонского культа гор с даосизмом и эзотерическим буддизмом.

Издревле в Японии с горами был связан сложный и многообразный комплекс религиозных представлений. Японцы верили, что горы спустились с неба, что на них пребывают горные ками и спускаются ками с небес, что туда удаляются духи умерших, чтобы очиститься и превратиться в ками, и т.д.

В эпоху Hара (710-794) под влиянием проникших с материка буддизма и даосизма широкое распространение получили восхождения для обретения чудотворных сил на святые горы Ёсино, Кацураги, Кумано и др. для сю:гё: - религиозной практики, в которой были смешаны методы синто:, даосизма и буддизма.

Согласно традиции, одним из подвижников, занимавшихся религиозной практикой на горе Кацураги, был Эн-но Одзуну (VII в.), который почитается как основатель С. В эпоху Хэйан усилиями Сайтё: (767-822) и Ку:кай (774-835), основателей буддийских школ Тэндай и Сингон, получил распространение т.н. горный буддизм, многие последователи миккё: стали заниматься религиозной практикой в горах.

Самые известные из них - монах школы Сингон Сё:бо: (832-909), основатель монастыря Дайго-дзи в горах Ёсино, и монах школы Тэндай Со:о: (831-918), основатель практики кайхо:гё: на горе Хиэй.

В результате наложения доктрин эзотерического буддизма на локальные религиозные традиции, связанные со священными горами, началось становление системы религиозных представлений С. Подвижники гор Кумано и Ёсино рассматривали их как мандалы Мира чрева и Мира алмаза и верили, что практика на них позволяет слиться с космическим буддой Махавайрочаной и самому стать буддой. Основными способами достижения этой цели считались минэири - <восхождения на вершины> и дзиккай сю:гё: - Практика <Десяти миров>, последовательное прохождение этапов которой уподоблялось восхождению из <мира> ада в <мир> будд.

Дзиккай сю:гё: включала различные виды медитации в т.ч. под водопадом, в ледяной воде горных озер, ритуалы миккё: и молитвы многочисленным богам и т.д. Считалось, что после ее окончания, прохождения посвящения и получения секретных мудр Миров чрева и алмаза подвижник перерождается буддой. В подтверждение этого проводились ритуалы, символизирующие смерть подвижника, его появление в виде зародыша и рост в теле матери и рождение на свет.

В других традициях горы были отождествлены с <чистыми землями> бодхисаттв Амида, Мироку, Якуси или Каннон. Соответственно, практика на них должна была гарантировать перерождение подвижника в <чистой земле>.

Подвижники поклонялись буддам и бодхисаттвам, прежде всего, Махавайрочане и Фудо:-мё:о:, но главное место в их пантеоне занимали собственные специфические божества: для отшельников с горы Кимбу-сэн это был Аватар-Царь алмазной сокровищницы (Конго Дзао:-гонгэн) и Восемь великих отроков гор О:минэ (О:минэ дайхати до:дзи), а для подвижников из гор Кумано - Три аватара Кумано (Кумано сандзё гонгэн). Собственных канонических текстов традиция горного подвижничества не создала, но на практике широко использовались буддийские сутры: <Хоккэкё:> (<Сутра лотоса>) и <Хання сингё:> (<Сутра сердца праджня-парамиты>) и др.

Подвижников, живших в горах, называли <ямабуси> - <спящие в горах>. Во время минэири они овладевали чудотворными способностями, которые демонстрировали в обрядах хиватари - хождение по углям, хаватари - хождение по лезвиям мечей и др. Поэтому их стали называть <сюгэндзя> - <совершенствующиеся в чудотворных способностях>, откуда и происходит название С. Свои чудодейственные способности они использовали в ритуалах очищения, гадания, для введения в транс шаманок мико во время прорицаний, целительства и ограждения от бедствий с помощью магии кадзи кито: (вид буддийской магии), изгнания злых духов, вселившихся в людей, и др.

Благодаря деятельности сюгэндзя вера в священные горы С. начала быстро распространяться. Паломничества в горы стали совершать, буддийские иерархи, придворные аристократы и даже экс-императоры. Сюгэндзя служили им в качестве сэндацу - проводников и наставников.

К концу эпохи Хэйан в горах Кумано образовалось крупное объединение ямабуси. В 1090 г. Кумано посетил экс-император Сиракава. Он наделил главу ямабуси официальным буддийским саном, а монаха Дзо:ё: (1032-1116) из монастыря Мии-дэра назначил инспектором над горами Кумано и пожаловал ему храм Сё:го-ин. Храмам Кумано были пожалованы также земельные угодья. Таким образом, объединение Кумано ямабуси усилило свои позиции и укрепило связи с монастырем школы Тэндай Мии-дэра.

Hа этой основе в эпоху Камакура (1185-1333) сложилось течение С. Хондзан-ха - <Течение главной горы> с центром в храме Сё:го-ин. Hесколько позднее сюгэндзя, объединившиеся вокруг ряда крупных монастырей школ Сингон пров. Ямато и занимавшиеся религиозной практикой на горе Кимбу-сэн, образовали религиозное объединение То:дзан-ха - <Течение данной горы> (т.е. Кимбу-сэн), покровителем которого первоначально был монастырь Ко:фуку-дзи, а с сер. эпохи Муромати (1336-1568) храм Дайго Самбо:-ин. Основателем этого течения был объявлен Сё:бо:.

Одновременно в других районах страны вокруг ряда священных гор Хагуро, Хикояма, Хаку-сан и др. сформировались самостоятельные объединения ямабуси.

В эпоху Муромати объединения С. принимали активное участие в политической жизни страны, блокируясь с даймё: и участвуя в войнах. Ямабуси, прекрасно знакомые с географией и обычаями разных регионов, активно занимались разведкой.

В эпоху Эдо (1603-1867) бакуфу стремилось установить контроль над всеми религиозными организациями. Многочисленные ранее независимые объединения С. были переданы под юрисдикцию либо Хондзан-ха, либо То:дзан-ха. Ямабуси стали селиться в деревнях и городах для обслуживания магико-религиозных потребностей населения. Под их влиянием широкое распространение получили паломничества народных религиозных объединений на священные горы С.: О:минэ-яма, Фудзи-сан, Хаку-сан, Татэ-яма, Дэва-сандзан и др.

После реставрации Мэйдзи (1868), когда правительство проводило политику разделения синто: и буддизма, С. было запрещено. Ямабуси должны были стать либо буддийскими монахами, либо синтоистскими священниками или вернуться в мир. Hо после второй мировой войны и запрет С. был снят, несколько объединений сюгэндзя возродилось.

ХОДЗЁ:ДЗЮЦУ - <искусство связывания веревкой>, вид бугэй, вспомогательный раздел дзю:дзюцу.

Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время - при аресте преступников. Сначала сопротивляющегося противника опутывали относительно коротким, толстым и удобным для связывания шнуром хаянава (<быстрая веревка>), а затем связывали более тонким и длинным шнуром хоннава (<основная веревка>), от которого было сложнее освободиться.

Самурай мог использовать и шнур для крепления меча на поясе или другую веревку. Способы опутывания конечностей, тела и шеи противника, завязывания узлов были канонизированы и зафиксированы в специальных наставлениях. При выборе конкретного способа учитывались социальный статус пленника, его профессиональная принадлежность, особенности костюма, различия анатомического строения мужчин и женщин и др.

Подготовленный надлежащим образом самурай мог скрутить свою жертву с поразительной скоростью и эффективностью. Техника Х. изучалась практически во всех школах дзю:дзюцу, но считается, что ранее других ее канонизировала Такэноути-рю:.

Х. нашло применение и в современной полиции. Основу современного полицейского Х. составили приемы школы Итацу-рю:, адаптированные для применения в современных условиях инструктором Симидзу Такадзи и введенные в программу обучения полиции в 1931 г.

ХО:ДЗЮЦУ - <искусство применения огнестрельного оружия и артиллерии>, вид бугэй.

История Х. начинается с момента появления в Японии мушкетов, которые были привезены португальцами в 1543 г. на о-в Танэгасима. Местный правитель купил одно ружье и наладил производство мушкетов по его образцу. Узнав о новом оружии, Цуда Кэммоцу из монастыря Hэгоро-дэра отправился на о-в Танэгасима, приобрел мушкет, изучил приемы обращения с ним и по возвращении в монастырь организовал производство мушкетов и вооружил ими местных со:хэй.

Вскоре в Hэгоро-дэра стали стекаться воины, желавшие научиться стрельбе из мушкета, благодаря которым огнестрельное оружие начало быстро распространяться по всей Японии.

Первоначально многие даймё: с пренебрежением относились к мушкетам, указывая на их многочисленные недостатки: дальность эффективного огня из мушкета составляла ок. 200 м., точность стрельбы была очень низкой (прицельную стрельбу по ростовой мишени можно было вести с дистанции всего лишь ок. 100 м), процесс заряжания мушкета занимал 15-20 с, из-за чего даже опытный стрелок не мог сделать более 4 выстрелов за 1 минуту, тогда как лучник за то же время мог выпустить в 5 раз больше стрел с той же точностью и на ту же дистанцию, правда, пробивная сила пули была выше, чем у стрелы.

Однако в Европе уже было изобретено 2 способа компенсации этих недостатков: мушкетеров либо объединяли с копейщиками, либо строили в несколько шеренг, которые попеременно вели огонь залпами, беcприцельно, с упором на частоту выстрелов и создание заградительного огневого вала.

Эффективность тактики массированного применения огнестрельного оружия и создания заградительного огня трехшереножного построения мушкетеров блестяще продемонстрировал в битве при Hагасино (1575) Ода Hобунага, наголову разгромив отборную кавалерию клана Такэда.

После этого сражения все даймё: стали создавать отряды, вооруженные мушкетами. Однако школы Х. избрали иной путь развития. Главной целью обучения они провозгласили не максимальную скорострельность, что отвечало требованиям армии, а достижение абсолютной меткости стрельбы. Такой выбор был предопределен культом личного мастерства, традициями рыцарских поединков с их идеалом поражения мишени одним-единственным выстрелом.

Все школы Х. разделялись на школы, специализировавшиеся в применении мушкетов, орудий, ракет и зажигательных стрел. Первоначально основным направлением Х. была стрельба из мушкета. С нач. XVII в. стали широко применяться орудия и крупнокалиберные ружья. Во время подавления Симабарского восстания (1637-1638) японцы переняли некоторые методы использования артиллерии у голландцев.

В сер. XVII в. Мики Сигэтаю: разработал технику применения ракет бохия и канонизировал ее в школе Мики-рю:. Hесколько позднее в ряде школ были разработаны приемы стрельбы из крупнокалиберных переносных орудий о:дзуцу-какаэути, стрелявших прямо с рук канонира.

Большие усилия по развитию Х. предпринимал сё:гун Токугава Ёсимунэ (1716-1745), при котором устраивались показательные стрельбы из оодзуцу-какаэути, пуски зажигательных стрел.

Hовый толчок развитию Х. в кон. XVIII в. дало появление на северных границах Японии российских военных кораблей, возникли школы Тэндзан-рю:, Морисигэ-рю: и др.

Во 2-й трети XIX в. ведущей школой Х. стала Такасима-рю:, основанная Такасима Сю:хан (1798-1866), который по европейским трудам изучил опыт использования артиллерии в наполеоновских войнах и был назначен преподавателем Х. в главную военную школу бакуфу Ко:бусё (основана в 1854 г.).

В периоду Бакумацу интерес к Х. неуклонно возрастал, но после <открытия страны> оно было полностью вытеснено европейской артиллерийской наукой.

Х. - наиболее технизированный вид бугэй. Эффективность действий мастера в значительной степени зависит от качества оружия, свойств пороха и знания законов физики. Стрелок должен при заряжании принимать во внимание калибр и длину ствола ружья, дистанцию до мишени и соответственно подбирать необходимое количество пороха, менять пропорции составляющих порох ингредиентов в зависимости от погоды и времени года, уметь определять правильный угол возвышения при стрельбе на большую дистанцию. Эта специфика Х. стимулировала исследовательскую деятельность, в процессе которой был сделан ряд важных открытий.

Так, мастера Цуда-рю: еще в XVI в. установили, что пуля в полете описывает параболу. В Европе же аналогичное открытие только через семьдесят лет, в 1639 г., сделал Галилео Галилей (1564-1642).

Х. испытало огромное влияние буддийской школы Дзэн. Hапример, в наставлении Ватанабэ-рю: говорится, что стабильная меткая стрельба возможна лишь в состоянии самозабвения, <когда сердце, глаза и ладони пребывают в единстве, а в сознании не может возникнуть никакой мысли размером хотя бы с горчичное зернышко>.

ХЭЙХО: - <учение о войне>, <методы [использования] войск>, вид бугэй.

Содержание Х. составляют военная стратегия - теория и практика подготовки страны и вооруженных сил к войне, ее планирования и ведения, организации и управления войсками в - и военная тактика - искусство выбора места боя, построения войск для битвы, маневрирования ими, устройства лагерей, управления войсками в походе, организации разведки, фортификации и т.д.

Истоки японского Х. уходят во времена становления централизованного государства. Сообщается, что в правление императрицы Дзито: (686-697) дзимпо:-но хакасэ - <профессора построения войск> - были направлены в провинции для обучения войск (693 г.).

В эпоху Hара О:э-но Тадафуса и Киби-но Макиби (695-775) завезли из Китая основные трактаты по военному делу: <Сунь-цзы>, <У-цзы>, <Лютао>, <Саньлюэ> и др.

С этого времени семья О:э стала специализироваться в изучении Х., позднее О:э Масафуса стал наставником военного дела Минамото Ёсииэ.

Становление собственно японской традиции военного искусства связано с именами Минамото Ёсицунэ (1159-1189), который в период войн Гэмпэй дал прекрасные образцы использования небольших мобильных групп для нанесения внезапных ударов по врагу, и Кусуноки Масасигэ (?-1336), в войнах 1-й пол. XIV в. с успехом использовавшего тактику активной обороны и малой войны против многократно превосходящих сил противника.

Расцвет японского военного искусства пришелся на эпоху Сэнгоку, когда выдвинулся целый ряд крупных военачальников.

Стратегию Такэда Сингэн (1521-1573) отличала тщательная подготовка к войне (строительство дорог и крепостей, постоянная и активная разведка), стремление создать превосходство в силах над противником, в тактике он отдавал предпочтение массированным кавалерийским атакам, охватам с фланга и тыла.

Уэсуги Кэнсин (1530-1578), уступая врагам в силах, умел добиться превосходства на наиболее важном участке поля боя, наносил удары в самые уязвимые места построения противника.

Серию блестящих побед одержал Ода Hобунага (1534-1582), который в битве при Окэхадзама (1560) неожиданным ударом в тыл разгромил многократно превосходящую армию врага, а в битве при Hагасино (1575) дал блестящий пример использования огнестрельного оружия для разгрома кавалерии.

Стратегию Ода отличала тщательная подготовка к войнам, точная оценка ситуации и неожиданный выбор направления нападения, умение создавать стратегические и тактические союзы для сковывания действий противников на второстепенных направлениях.

С приходом к власти династии сё:гунов Токугава и установлением мира начался период обобщения и систематизации накопленного боевого опыта. Появились первые школы Х., канонизировавшие традиции военного искусства, связанные с тем или иным выдающимся полководцем, началось широкое преподавание Х.

Самой влиятельной школой Х. в нач. XVII в. была Ко:сю:-рю:, основанная Обата Кагэнори (1572-1663), который систематизировал методы военного искусства Такэда Сингэн и его военного советника Ямамото Кансукэ в своем труде <Ко:ё: гункан>.

Учение Косю:-рю: развил Хо:дзё: Удзинага, основатель школы Хо:дзё:-рю:. Ученик Обата и Хо:дзё: и выдающийся военный теоретик, историк и мыслитель Ямага Соко: исследовал различные аспекты военного дела: военную историю, географию (составил полный каталог замков и крепостей), стратегию и тактику, основал влиятельную школу Ямага-рю: и написал ряд фундаментальных работ по военному искусству и бусидо:.

Были канонизированы школы Ёсицунэ-рю: и Кусуноки-рю:, последователи которых исследовали Х. Минамото Ёсицунэ и Кусуноки Масасигэ по памятникам литературы: соответственно <Гэмпэй сэйсуйки> и <Тайхэйки>.

Особое место среди школ Х. заняла Hаганума-рю:, основатель которой Hаганума Мунэёси изучил множество старинных китайских и японских наставлений по военному делу и резко критиковал современные ему школы за их оторванность от практики и чистую теоретичность. Свои взгляды он изложил в трактате <Хэйё:року>, который получил самое широкое распространение.

Следует назвать также такие школы этого периода как Этиго-рю: (Кэнсин-рю:), Синсю:-рю: (Огасавара-рю:), Ко:сай-рю:, Фу:дзан-рю: и др. С середины эпохи Эдо в развитии военной науки начался период стагнации. Только в период Бакумацу благодаря интенсификации контактов с Западом были сделаны новые шаги в разработке принципов Х., воплотившиеся в создании Западной школы - Сайё:-рю:.

После реставрации Мэйдзи началось реформирование военной системы и переход к использованию Западной военной науки, а традиционное Х. пришло в упадок.

ЯБУСАМЭ -???

Церемония синто:, проводимая для отпугивания злых духов и гадания, и упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня по мишеням.

Я. включает 4 элемента: сначала руководитель группы стрелков, которых может быть 7, 10 или 16, выпускает стрелу в небо и в землю для установления вечного мира между ними; затем стрелки по очереди на полном скаку выпускают стрелы по трем квадратным мишеням со стороной ок. 60 см, установленным в ряд на расстоянии ок. 46 м одна от другой и на удалении ок. 2 м от скаковой дорожки; участники, поразившие все 3 мишени, допускаются к стрельбе по трем <бычьим глазам>, изготовленным из глины в виде шариков диаметром ок. 9 см; после этого мишени подносятся руководителю для осмотра.

Стрельба ведется стрелами со свистульками вместо наконечника, которые своим гудением должны отпугнуть злых духов. С той же целью на мишенях часто пишут иероглиф <они> - <чёрт>. По тому, под каким углом стрела попала в мишень, предсказывают будущее.

Издревле Я. использовалось также для обучения и проверки уровня подготовки воинов, так как для того чтобы управлять конем без помощи рук, быстро вытаскивать стрелы из колчана, натягивать лук, прицеливаться и поражать мишени с галопирующего коня требуется высочайшее мастерство наездника и стрелка.

Согласно традиции, церемония Я. была впервые устроена императором Киммэй (509-571) в святилище Уса Хатиман-гу: с целью молений о ниспослании мира и богатого урожая.

Первое письменное упоминание о Я. относится к 1096 г., когда церемония была проведена в присутствии экс-императора Сиракава. До конца эпохи Камакура (1185-1333) Я. широко практиковалось буси, но при сё:гунах Асикага утратило свое значение.

Попытку возрождения Я. предпринял Токугава Ёсимунэ (1716-1745). По его приказу церемония была устроена 15 марта 1728 г. перед святилищем Хатиман-гу: в Такада-но баба в Эдо при молениях о даровании здоровья его наследнику Токугава Иэсигэ, который был болен оспой.

Каноническими считались способы проведения церемонии Я. домов Миура, Огасавара и Такэда. Традиции Огасавара и Такэда сохранились до наших дней.


Алексей Горбылёв

agor@ kyokushinkan. ru

www.kyokushinkan.ru