Нейропсихолог об айкидо

В последние годы наиболее актуальной проблемой в детской психологии, а также педиатрии стало частое возникновение у детей дошкольного, а также младшего и среднего школьного возраста синдрома дефицита внимания (СДВ), который часто сочетается с гиперактивностью (СДВГ). В большей или меньшей степени с этой проблемой сталкиваются большинство родителей.

Такие дети не могут собраться и выполнить какое-либо задание как следует, они забывают все, о чем им только что говорили, им очень сложно высиживать 40 минут на уроке или дома при выполнении заданий.

Если дефицит внимания сопровождается гиперактивностью, то появляется еще и двигательная расторможенность: ребенок постоянно вертится, двигает руками, ерзает на стуле. Эти дети похожи на ураган, они все сносят на своем пути и как будто никак не могут прекратить двигаться. Это действительно так – ребенок «носится» не для того, чтобы досадить родителям или из-за непослушания (как кажется многим), а потому что просто не может себя контролировать. Дети с дефицитом внимания, без гиперактивности малоподвижны, очень рассеяны.

Основной причиной возникновения СДВГ и СДВ является слабость такого важного компонента психической деятельности ребенка, как программирование и контроль, а также несформированность произвольности, которая необходима для обучения развития ребенка.

Что же делать родителям таких детей? Зачастую, не зная куда обратиться, родители ведут своих «неуправляемых» детишек к психиатрам или психоневрологам, где получают рекомендации принимать множество психотропных препаратов. Иногда внешне это действительно снимает проблему – ребенок становится спокойнее. Но это решение приемлемо не для всех, так как многие родители предпочитают обойтись без излишней медикаментозной терапии.

Есть другой выход – спорт. Любой спорт (при наличии квалифицированного тренера) дисциплинирует. Но для подобных детей командные виды спорта не подходят. Идеальными являются восточные единоборства, в частности айкидо.

Развитие программирования и контроля, так необходимых любому ребенку, происходит в процессе занятий айкидо очень интенсивно.

Во-первых, наличие многочисленных ритуалов, принятых в зале, заставляют ребенка запоминать их и следовать определенной программе (постепенно каждый занимающийся овладевает этими ритуалами и соблюдает их).

Во-вторых, существует множество правил, без которых занятия айкидо невозможны (это как техника безопасности, дисциплинарные требования, так и правила работы с партнером), соблюдение которых также заставляет ребенка включать произвольное внимание, контролировать собственную деятельность.

Ребенок учится контактировать со сверстниками (и не только) аккуратно, соблюдая определенные рамки. Сама техника айкидо подразумевает серии движений, овладевая которыми, ребенок учится выстраивать программы действий и следовать им.

Помимо этого, наличие множества страховок, акробатических упражнений и т.д. помогают ребенку научиться владеть собственным телом, чувствовать его, что снимает двигательную расторможенность, развивает моторику. Работа в стойках, последовательные передвижения рук и ног развивают межполушарные связи, помогают ребенку лучше усваивать информацию. В процессе тренировок развиваются пространственные представления.

Конечно, необходимо отметить и то, что занятия айкидо (как и другими видами спорта) развивают ребенка физически: повышают общий иммунитет организма . Многие упражнения (хождение на мостике и на руках, перекаты, круговые движения), выполняемые на занятиях, развивают координацию. Выполнение страховок помогает не травмироваться при падениях, как на тренировках, так и на улице. В конце тренировок некоторое время уделяется растяжке и силовым упражнениям, что позволяет укрепить организм в целом.

В программу обучения айкидо также входит работа с оружием: с деревянным мечом (боккен), короткой палкой (дзе), и т.д. Передвижения в стойках с оружием поддерживают правильную осанку.

Кроме физического и умственного развития, занятия айкидо приносят также повышение самооценки ребенка, появление уверенности в себе.

Автор статьи: Детский нейропсихолог, тренер по айкидо
Хачатурова И.А.