«… я вспоминаю случай двенадцатилетней давности, когда мы целой компанией возвращались после тренировки к трамвайной остановке. Помню, тогда и Олег был, и сам Шеф, у которого Олег учился (да и я пару лет сподобился — повезло!), и еще кое-кто из инструкторов. Топаем мы через проходной двор, как вдруг из-за угла навстречу выметается здоровенный мраморный дог-переросток — и на нас! Молча. Причем явно не с намерением поиграться.
Псина та еще, килограммов семьдесят весом и мне по пояс ростом, если не выше. В общем, приятного мало.
Как у меня в руках та штакетина оказалась — потом, хоть убей, вспомнить не мог. В общем, Олег рядом в какой-то злобной стойке стелется, глаза бешеные; я руку со штакетиной отвел — примериваюсь, потому как чую: второй попытки мне не дадут; кто-то уже на дерево карабкаться начал, кто-то кирпич на земле нашаривает…
А Шеф стоит себе, курит. Лицо безмятежное, круглое; не лицо — луна в ночном небе. Когда догу до нас метров пять осталось, он окурок бросил, ботинком наступил — и РЯВКНУЛ! Да так, что стекла в окнах задрожали, а у меня у самого душа в пятки ушла. Чуть не приварил Шефу штакетиной от большого сердца.
Я впервые видел, как здоровенная псина в совершенно запредельном ужасе тормозит, словно в мультиках, всеми четырьмя лапами, и как под этой псиной тут же образуется лужа…» (Г.Л. Олди «Нопэрапон»)
Каждый, кто смотрел фильмы, в которых показывались восточные боевые искусства, слышал, как часто при нанесении ударов бойцы кричат. Кто-то даже слышал название такого крика – «киай». Этот крик вызывает периодические дискуссии личностно и в интернете.
Как-то и у нас пару раз начиналась дискуссия о необходимости и сути киай. Правда, к тому моменту, как у меня нарылась подборочка для сравнения, это все плавно затихло, видимо, каждый для себя что-то решил)) А тут мне попались на глаза сохраненки того периода, дай-ка, думаю, наконец, скомпоную их во что-то цельное. В основном, это цитатник с форумов и сайтов, ссылки, к сожалению, за давностью лет не сохранились.
Итак, что же это за зверь такой – «киай»?
Искусство концентрированного крика Издревле считалось, что звук обладает магическим действием. Влияние звука, на нервную систему человека, очень велико. Одним из его применений, является широко используемое в восточных единоборствах искусство киай. Это уникальное искусство, занимает особое положение среди остальных методов ведения боя, так как главным оружием является не какой-либо предмет, не собственной тело бойца, а его голос. Даже в феодальной Японии, с ее общеизвестной расположенностью к мистике, это явление рассматривалось как таинственное эзотерическое, понять и овладеть которым до конца могут только посвященные.
Слово киай состоит из двух иероглифов: ки и ай. Первый означает энергию, волю, а второй- средоточие, объединение. Происхождение искусства киай, обусловлено тем, что первой естественной реакцией человека, попавшего в опасную ситуацию, был крик. Крик страха, крик для призыва на помощь, или для предупреждения своих друзей. Известно, что даже обычный громкий крик, обезумевшего от страха человека, может поколебать агрессивное намерение противника, а иногда, вообще, остановить нападение. Веря в эффективность этого действия, фактически все военные образования прошлого, причем не только восточные, но и западные, использовали человеческий голос, как неотъемлемую часть боя. Согласно легендам, крики армий под небесами, будили богов от дремоты и использовались в качестве заклинания.
Сейчас же, звуковое воздействие взрывной волны современных военных боеприпасов, почти полностью свели на нет военное значение крика человека, за исключением, пожалуй, рукопашных схваток.
На Востоке, тактическое значение крика, на результат боя, никогда не было недооценено. В частности в Тибете и в Японии эта техника была усовершенствована в древние времена до уровня искусства. Специфика этого явления заключается не в звуке как в таковом, а в проведении энергии к предполагаемой цели через звук, посредством человеческого голоса. Киай охватывает концепции гармонии духа и энергии, подразумевает смешение таких факторов, которые определяют полную индивидуальность воина, то есть его физические и духовные возможности.
Таким образом, данная комбинация означает, что человек более сильный по этим понятиям может управлять более слабым. В одном историческом придании, упоминается самурай, который проходя через лес, был окружен стаей волков. У него было бесстрастное и уверенное выражение лица, прямая походка, его спокойствие и одновременно готовность к действию в любой момент, нейтрализовали агрессивность животных, которые замерли на своих местах, в то время как он благополучно прошел между ними.
В другом повествовании, рассказывается о людях, которые в похожей ситуации входили в состояние оцепенения от переполняющего их страха. Эти исторические примеры ясно показывают важность развития силы духа и энергии в будзютсу (боевых искусствах) и киай в частности. Требовались длительные годы обучения, для совершенствования первоначального запаса энергии в хара (точка в трех сантиметрах ниже пупка), который позволял будоке парализовать, убивать, отражать нападение или спасать жизнь другого воина.
Коротко, можно сказать, что киай – это централизация энергии каналов живота, скоординированная и направленная к цели, т.к. крик - это самый простой способ напрячь живот, а значит соединить верхнюю половину тела с нижней. На самых высоких уровнях, действие крика не зависело от громкости и длительности звука, эффект был в особенности тона и вибрации голоса в сочетании с развитием внутренних и внешних возможностей воина. Практика киай влияет на укрепление области танден (часть брюшной полости в районе хара), а также является важным фактором в развитии мужества, отваги и таинственной силы, которой, по преданию обладали настоящие мастера будзютсу.
Согласно высказываниям ведущих специалистов боевых искусств, под влиянием киай, внешние факторы будзютсу (методы и оружие) были подчинены факторам внутреннего характера (самообладанию и энергии) и поэтому стали действительно высокоэффективными и уместными в реальном бою. К сожалению, в настоящее время информации об этом феноменальном явлении осталось очень мало даже в Японии, так как это искусство находится на грани угасания.
Киай не просто крик или изредка применяемый метод привлечения внимания к исполняемому элементу. Киай – это гармоничное сочетание физической силы, концентрации внимания и психологического настроя, которое находит своё проявление в крике. Другими словами киай должен нести в себе смысл. Это совокупность направленных, сфокусированных энергий, и эти энергии (как частный случай) могут быть агрессивными по своей сути, как это имеет место в додзе (зал для занятий боевыми искусствами). Именно этот смысл является первостепенным у представителей боевых искусств. Но киай может найти своё выражение и во время исполнения чайной церемонии, составления цветочных композиций, занятий каллиграфией и т.д. Если думать, что это всего лишь крик, теряется почти вся его ценность.
Итак, киай это гармония смешанных энергий силы, желания и воли. Следует признать, что чаще всего киай в додзе выражается с помощью голоса. Этот звук резонирует от диафрагмы. У опытного, зрелого мастера киай имеет такую глубину и полноту, которую не под силу воспроизвести новичку, чей киай будет вызван искусственно, голос будет пронзительным и звонким, а исходить из горла, а не из хара (живот). Между прочим, есть хороший способ проверить киай: прислушаться к собственному крику, когда вы делаете его вместе с другими на тренировке. Если вы правильно его исполнили, вы услышите звук только своего киай, и не услышите чужого.
Вот мнение Кочергина из его книжки: "Что же происходит при исполнении боевого крика?
- В момент нанесения удара следует резко и жёстко выдохнуть для усиления концентрации и вывода углекислоты из нижних долей лёгких, что снижает утомляемость. Наиболее резкий и полный выдох происходит с криком.
- В процессе боевого крика (правильно выполненного) кровь приливает к голове и лицу, повышая тем самым внутричерепное давление. Это «опустошает» сознание, переводя бойца в состояние рефлекторного восприятия, придает лицу решительное выражение, которое японцы называют «мэцкей сутэми!» («тотальная решимость идти до конца»).
- Крик, совмещённый с ударом, несет огромный заряд негативной для соперника информации, и при мощном исполнении эти две составляющие могут подавить волю, а при определённых условиях вызвать состояние перегрузки психики — оцепенение у соперника.
- Крик за счёт повышения внутричерепного давления вызывает состояние боевого транса, характеризующееся нечувствительностью к боли и всплеску огромной физической силы. На моих глазах боец весом всего 70 кг в процессе атаки, сопровождающейся криком, оторвал у соперника кусок пояса. После соревнований мы пробовали разорвать этот пояс — безрезультатно.
Боевой крик, как правило, является частью ритуала школы, зачастую носит мистический характер. Мне видится, что это должен быть резкий выкрик не более чем из двух звуков, подобранных индивидуально. Важно скорее не звучание, а энергичный способ произношения. В тренинге нужно представить, как ваш боевой крик парализует соперника, чем он громче и резче, тем лучше. Стоит особенно выделить, что крик, продолжающийся и после удара, облегчает судейство, но вызывает состояние ступора у самого кричащего, что недопустимо при боевом применении."
Киай - проявляется естественно, когда ваша Ки или энергия изливается. Это преподаётся отдельно. … Вы должны кричать из живота. … В воинских искусствах сильный киай - признак хорошей энергии. Важно практиковать киай. Без практики киай, настоящий прогресс невозможен. Без киай - техника не имеет мощи и энергии. С сильным киай, практика энергетически насыщенна. Именно поэтому лучше кричать вслух. … Когда вы практикуете дома, вы не можете шуметь, например, потому, что соседи будут жаловаться. Но везде, где это возможно, вы должны кричать вслух.
Киай, обязательный в ката, не догма, навязанная отцами прародителями, а контрольные точки дыхания и эмоционального (дзансин) состояния. Поэтому киай в ката, выполняется только на отдельных ("узловых) элементах.
Киай в природе имеет место везде. Это и роды и рождение, это удар по пальцу и подъём тяжести, это полёт и падение с высоты, шипение котёнка и рык тигра. Это энергетическая составляющая внутреннего процесса.
Каждый испытывал на себе воздействие резкого внезапного звука, при этом происходит непроизвольное закрепощение мышц, как например любят шутить машинисты, проезжая станцию, все весело подпрыгивают. Для прохода в противника надо 0.Х секунды, и тут правильный киай, как бы "замораживает" на эти необходимые 0.Х сек. человека, давая вам фору во времени. То же происходит при остановки атаки, криком сбиваете человека, не с толку, а с темпа, что опять же выигрывает время.
Но … киай должен быть "от души", а скорее, из души, но уж никак не напоминать "рёв советского паровоза".
Время и место выполнения киай, так же как и удар надо чувствовать. Выполненный раньше - предупреждает противника, позже - сбивает дыхание, да и никому не нужен. Возможно всё похоже на то, что кто-то мелкий хочет лизнуть раскалённую сковородку, а вы видите это в самый последний момент и ... ну не скажете же вы "Нельзя!"? если это самый-самый момент. Это скорее будет : ёёёббб!!! ... Коротко, ёмко, а главное вовремя.
«Мы используем киай при защите, а не при нанесении удара. Цель киай состоит в том, чтобы напугать, вывести из равновесия нападавшего на доли секунды. В это время можно будет намного легче осуществить защиту от ударов, захватить противника, а ваша контратака будет более эффективной. Представьте себе отвратительный и чрезвычайно громкий звук, который внезапно разбил ваше тело, заставляя трястись ваши колени и превращая вас в неповоротливый кусок мягкой резины! Именно такой киай вы должны выкрикнуть нападающему при защите перед нанесением ответного удара.
Именно такое использование киай применялось в старом Уэчирю. Сегодня, выкрик выполняется при ударе. По моему мнению, это результат адаптации подсчета шагов в ката. Киай - это не слово, которое можно записать на бумаге, подобно "Кийяяя!!!". Это взрыв дыхания. Звук идет глубоко изнутри. Это ваш животный крик. Это звук, который Вы сделали бы при защите вашего ребенка от насильника. Это тот звук, который вышел бы из Вас, если бы вы напали на зверя, пожирающего маленького живого ребенка. Я не могу описать это. Киай очень эмоционален.
Мой киай слаб по сравнению с ревом дракона из Сенсея Сейко Тоямы. Он рассказывал, что киай сенсея Канбуна Уэчи был настолько мощным и резким, что на мгновение буквально превращал в желе нападавшего.» Горди Брайетт, Окинава
… резкий выкрик с выдохом помогает восстановить дыхание. К тому же он сбрасывает нагрузку на сердце.
«Я нашел в литературе три следующих довода в пользу выкрика:
- Выкрик позволяет сосредоточить вашу внутреннюю энергию, что позволит телу и сознанию работать в унисон, что выльется в направление всей вашей энергии в то техническое действие, которое вы исполняете. Таким образом, выкрик делает вашу технику намного мощнее и концентрированнее.
- Крик может поразить, ввести в замешательство противника, что даст вам несколько лишних мгновений, чтобы поразить его.
- Должным образом выполненный выкрик позволяет вычистить легкие и сделать ваше последующее дыхание более уравновешенным. Большинство людей дышат очень не глубоко. Такая манера не пригодна для боя, а практика киай позволяет развить легкие.
Вред? Тут я тоже могу привести несколько доводов:
- Выкрик может отвлечь от совершаемого действия не только противника, но и вас самих
- В некоторых ситуациях крик недопустим
- При выкрике вы открываете рот, и при удачном попадании противник может вам выбить челюсть.»
Киай так же надо нарабатывать, как и любой другой удар. Для большинства тренирующихся отработка киай занимает, по меньшей мере, 10 лет. А до тех пор, практикующие занятия боевыми искусствами воспроизводят звук, похожий на тот, который издают при выполнении тяжёлой физической работы. В этой связи предлагаются несколько базовых приёмов, которые могут помочь отработать киай.
Первое, выполняя какую-нибудь простую форму, отсчитывайте три счёта. На каждую технику (неважно какую) при счёте три – исполните киай. Это упражнение очень хорошо развивает чувство времени, а также заставит вас думать о сущности выполняемого элемента как такового.
Далее, сделайте форму без киай. Работайте в полную силу, прилагайте максимум энергии, – но без киай. Вас может удивить, насколько изменилась ваша форма. Запомните, каждый элемент в форме имеет киай – по крайней мере, должен иметь при правильном исполнении. (Это также касается движений между ударами).
И, наконец, вы можете «отшлифовать» ваш киай работая в паре с партнёром. Отрабатывая атаки и защиты, попробуйте неожиданно остановиться и крикнуть киай. Если ваш партнёр, хоть на секунду, сбился и потерял равновесие или ориентацию – вам удалось увидеть истинную силу киай.
И напоследок: "Дзикейко мартовских котов"
Коллекция слышимых мною когда-либо произведений утробно-гортанного боевого искусства :) (кендо):
- Ки ай! - это кричат так те, кому лень экспериментировать...
- Чооо!? - да ни чо! Так хотелось крикнуть ему в ответ :)
- Уййй!!! - сильный киай из самого низа живота :)
- Ос??? - Ос! Злой волосатый мух :)
- АРРРРР!! - Каррр! Похоже на конское ржание, но почему-то каркающее :)
- Ёбт!!! - Так японец кричал на семинаре :)
- уЙЁбЪь!! - Сейчас мне так нравиться кричать :) Очень страшно :)
- Ап! - Ап, Ап, Ап - не хватает воздуха :) Не страшно...
- ОпА! - Киай из самого низа спины :)
- УУУУ! - Роман угрожает поезду в туннеле :)
- Ямэ! - Попытка разнять кендоистов :)
- ЭйЙй! - Ну чего тебе еще? :)
- ИыЙ! - Не переводится
- Я! - Кусок древнего дзенского коана "Кто я?" :)
- МЭН!!! - Получи по черепу!
- АААА!! - Ненормативная лексика, когда слова уже не выговариваются.
- Наа! - На получи
- Не... - Не попал, не попал
- ТЭэээ!!! кхе кхе - куда пакши свои тянешь? :)
- ДоОоОоО! - ох, вроде увернулся :)
- ЦКИ!!! - ой, зря я так с ним, теперь будет злой за мной по всему додзе бегать...
- ПОМОГИТЕ! - еще один киай - совершенно бесполезный, с японского не переводится:)
- Уя! - больно
- ОЙ!!! - удар ниже пояса
- Бемпц - легкий удар
- КарамаСаКамаСука! - просто шутка :)