Шестой день. Воскресенье.
Все болит и ничего не помогает. :)
Решили сделать паузу и заняться культурной программой. К тому же, Виктор сдал на черный пояс по Катори, но не разу не был в храме. Непорядок.
Немного раньше мы сходили на вокзал Синдзюку и узнали расписание поездов в Нариту. Сегодня утром вышли в 6.30, чтобы успеть доехать до храма в разумное время. Заодно решили опробовать новый маршрут.
Раньше, чтобы добраться в Нариту, я пользовался линией метро JR. Доехать надо до станции Tokyo, затем пересесть там на Narita Line и добраться, собственно, до города.
Можно еще воспользоваться линией Кейсей. Пересесть на нее можно на станции JR Nippori.
Вроде несложно, но учень утомительно. Особенно с вещами.
Сегодня опробовали новый маршрут. Сели на станции Синдзюку на JR Narita Express, доехали до аэропорта Нарита (в городе экспресс не останавливается), перешли в аэропорту на станцию линии Кейсей и вернулись в Нариту. На все про все где-то час сорок, примерно вдвое дороже по деньгам, но совершенно несравнимо по затратам сил. Ехали на самолетных креслах как белые люди. Даже удалось доспать чуть-чуть. А из аэропорта в Нариту - 5 минут. Помните только об одной особенности: переход между станциями происходит фактически в здании аэропорта. Чтобы в него войти, надо пройти security & passport check на выходе со станции JR. Это значит, что при вас обязательно должны быть документы. Я паспорт оставил в отеле. Подошли водительские права. Но об отсутствии паспорта я впоследствии все-таки пожалел. На обратном пути по правам не удалось получить скидку на Narita Express в Shinjuku. Пришлось ехать за полную стоимость. Наказали, типа, рублем. :)
На станции Кейсей в Нарите заскочили в любимую кафешку с ништяками. Расположена она прямо на перроне. Из города в нее добраться нельзя - турникеты мешают. Так что воспользовались случаем и позавтракали чаем с умопомрачительными булочками. :)
В Нарите - две железнодорожных станции. Кейсей и JR. И там, и там ходят поезда, но чуть по разным маршрутам. Переходим на станцию JR через дорогу. Дальше нам - на станцию Sawara. Ехать примерно минут 30.
К храму Катори ближе станция с одноименным названием Katori. Но встают обычно все чуть раньше. Дело в том, что Савара - больше. Там можно сесть на такси и быстро доехать до храма. Станция Катори - обычный маленький полустанок. Оттуда надо идти пешком. Минут 30.
Доезжаем на такси до храма. Утро. Где-то полдесятого. Еще почти никого нет. Возле храма несколько лавочек со всяким барахлом для туристов, маленькие закусочные. Все только-только открылось.
В храме почти нет людей. Все еще только просыпаются. Это нам на руку. Спокойно, без толпы, ходим и фотографируем.
В сувенирной лавке при храме покупаем боккены (или бокуто, как их тут называют). Вообще-то они считаются сувенирными, не приспособленными для работы на тренировках. По крайней мере, так считают местные. Но выполнены они настолько качественно и из такого хорошего дерева, что мы совершенно спокойно используем их для работы ката. Если не слишком долбить, живет такой боккен года три-четыре.
Храм - красавец. Его отреставрировали, и сейчас он сияет свежей краской и золотом. Полностью перекрыта крыша храма, отчего он стал более аккуратным, но потерял в аутентичности, что ли. В свое время меня поразила на нем именно крыша. Поскольку сложена она из мельчайших чешуек древесины, в ней задерживаются семена. На старой крыше росли трава и мох, что рождало к ощущение настоящей старины.
Сейчас храм такой:
До сих пор храм действует. В момент нашего посещения шла служба. В храме - молодая семья с маленьким ребенком в праздничных одеждах и в окружении родственников. В сторонке явно ожидает своего времени такая же делегация.
Решили не мешать и не глазеть. Ушли отдать должное основателю Катори Синто Рю Иидзаса Иенао.
Посещение могилы основателя стало такой же традицией, как и поездка в храм. Расположена она неподалеку от бокового выхода из храмового комплекса.
У японцев не принято носить цветы на могилы. Тем не менее выразить уважение мы можем другим способом. За большой плитой аккуратно сложены метелки. Разбираем их и приводим в порядок землю внутри ограды. Сгребаем опавшие листья. Их довольно много.
Пока убираю, внутри какое-то странное хорошее ощущение. Как-будто занят правильным своим делом.
Своим шуршанием мы привлекаем внимание прохожих. Когда они присматриваются и видят двух "гайдзинов", тщательно выметающих могилу, глаза у них становятся не по-японски круглыми.
Мы продолжаем работать.
Некоторое время они наблюдают за нами, потом начинают делать попытки понять происходящее - подходят к мемориальной доске на входе и начинают читать.
Мы - работаем.
Японцы начинают фотографировать. Покажут потом своим детям как диковинку, наверное.
Мы, наконец, заканчиваем. Стало чище и аккуратнее. Уже довольно много времени, становится жарко и пора возвращаться в Нариту. Впереди еще много дел. Собираемся и уходим.
Знаете, что приятно? Когда спустились по лесенке и проходили мимо японцев - они нам поклонились.
Ребром встал вопрос: как возвращаться? К храму-то мы на такси доехали. Обратно - ходит автобус. Примерно раз в час, а может и реже. Остановки или расписания я так и не нашел.
Решил попытаться узнать у местных. "Савара-эки басу ва доко дэс ка?" О! Меня поняли! Продавщица машет рукой - вон она, остановка. Потом начинает что-то говорить. показываю, что не понимаю. Тогда она на своих ручных часах объясняет, что до автобуса еще полчаса.
Подождав минут десять, меняем решение. У Виктора на смартфоне есть карта Японии. По ней находим станцию Катори. Она должна быть недалеко - гораздо ближе, чем Савара.
Уходим на нее пешком.
До станции оказывается где-то полчаса ходу по очень простому маршруту.
Приходим на ста... нет, полустанок Катори и не обнаруживаем билетной кассы. Ну и что теперь делать?
Все вопросы снимает местный дядечка. Он подходит к какому-то ящику на стене павильона и что-то забирает оттуда.
Ящичек - абсолютно неприметный. Без опознавательных знаков. С одной малюсенькой кнопкой. Нажимаю ее - и получаю бумажный талончик с указанием станции и времени. Хотя я и догадываюсь, на всякий случай дядечку переспрашиваю. Так и есть - этот талончик надо показать в Нарите и заплатить на выходе. Вопрос оплаты снят.
Поезд приходит минут через 10. На станции Савара можно попросить расписание поездов. В Катори поезд в Нариту будет минут на 5 раньше.
Доезжаем до Нариты. В планах - посмотреть на службу в главном храме комплекса Нарита-сан и успеть по делам в магазин "Кэндо-шоп".
В храме - не получилось. Обычная служба "гома" сегодня не проводится. А проводится свадьба. С женихом, невестой и гостями. По этому поводу храм вроде как и открыт, но для глазеющих отведено совсем небольшое место. Там и без нас полно народу. Пока жених и невеста церемониально выпивают что-то из чего-то, мы уходим в магазин.
"Кэндо-шоп" - магазин маленький. Семейный. Но - место знаковое для всех, занимающихся Катори Синто Рю в России. Именно отсюда везутся куртки, хакамы, боккены, чехлы, оби и куча всякой всячины. Русских в магазине встречают радушно. Русские, в свою очередь, изрядно его опустошают. Эдакий симбиоз. :)
Мы в стороне не остаемся. Покупаем куртки, хакаму для Виктора. Тут же прошиваем везде имена по-японски. В очередной раз с удовольствием наблюдаю, как дедушка из магазина на старой швейной машинке виртуозно прошивает вручную иероглифы. 10 минут - имя вышито. Класс.
Тщательно отбираем еще один боккен для Катори. В магазине они немного другие, чем в храме. Дороже, тяжелее и крепче. То, что нужно.
На обратном пути заходим в магазин сувениров и выбираем подарки домой. Магазин - тоже известный. "Катори Синто Рю?" - спрашивают. И - дают скидку, если отвечаешь утвердительно. Приятно.
Ужинаем здесь же неподалеку. На улице Омотэсандо, по которой мы возвращаемся, есть очень интересное заведение. Целый день практически на тротуаре там разделывают угрей. Сидят спецы, достают рыбин из бочки, тюкают ножом и несколькими движениями разделывают тушку. Не то, чтобы это было очень аппетитное зрелище, но фурор в заведении - постоянный. Иногда даже очереди на вход стоят. Тушки рыб нанизывают не несколько деревянных палочек, получают такой плоский квадратик и пекут как шашлык на открытых углях. Мы не выдержали. Зашли и заказали первое попавшееся блюдо. Ну что? Недешево. Но очень и очень вкусно.
На обратном пути в Narita Express практически спим. Хорошо еще, что прибытие на станцию сопровождается довольно громким сигналом и объявлением. Так и проехать недолго.
День получился насыщенным. Мы - довольны.