11. Тренировка у Хайато Осава

Вечер 4-го дня. Сегодня по расписанию две вечерних тренировки проводит Хайато Осава.

Никогда раньше не приходилось видеть работу этого мастера. Тем больше интерес. Тренировок жду с нетерпением.

Поскольку планирую поработать обе - на первой стараюсь выполнять техники не в полную силу, держать рабочее дыхание и не сильно напрягаться. Все-таки к длинной работе несколько часов кряду я оказался не готов. Организм привычно отрабатывает полтора часа, а затем ресурс как-то резко кончается.

Все душевные порывы поработать пару тренировок кряду в предыдущие три дня наталкивались на практическую невозможность этого сделать. Надо было или отдыхать, или работать вполсилы, чего как-то не хотелось. Хорошо еще, что между тренировками в Хомбу получасовой перерыв - можно отдохнуть и вымыться в ледяном душе. К четвертому дню однако я уже более или менее освоился и решил попробовать.

Внимательно наблюдаю за сенсеем, пытаюсь выполнять технику именно так, как он просит. Выполняем сихо-наге от гяку ханми. Осава-сенсей показывает два несколько разных варианта исполнения. Оба их объединяет одно - жесткая рука-меч («тэгатана») и частая работа с соединением ног.

В своих тренировках мне не очень нравились варианты исполнения техник, когда ноги тори собираются в точку, пусть даже не небольшое время. Как человек тяжелый и крупный, я подсознательно воспринимал это положение как ненадежное и нестабильное. Осава-сенсей однако пользуется им как стартовой площадкой для последующего мощного толчка корпусом. Он как бы собирается в компактную точку всем телом, а после этого следует взрыв движения в нужном направлении.

Пробую максимально точно повторить его движения и не могу не признать, что в этом что-то есть. По крайней мере сихо-наге получается хорошо. Локоть руки уке как-бы выбивается корпусом тори, и партнер в основном ничего с этим сделать не может. Из этого положения оказалось довольно удобно контролировать захваченную руку уке - вывернуть ее каким-либо образом не получается. Рука уке скользит локтем по корпусу, и тори легко блокирует все попытки уйти от контакта.

Работаем икке. В процессе демонстрации приема Осава-сенсей несколько раз акцентирует внимание на ногах. Пытается объяснить всем, что икке - это НОГИ. Ноги толкают корпус тори вперед. Ноги позволяют получить приемлемый контроль уке в средней фазе. Ноги требуются для проведения приема и четкой фиксации партнера после укладки. Насколько я понимаю акценты при демонстрации - он показывает, что именно осознанное использование ног как базы для перемещения позволяет не тратить силы тори попусту и не «греть воздух» лишней работой.

В средней фазе движения Осава-сенсей опять несколько раз показывает, что следует переключить фокус внимания тори с передней блокирующей руки на вторую, работающую в локоть. Точно такие же требования я видел и слышал на семинарах Кристиана Тиссье и Сейширо Эндо в Москве и на тренировках Масатоши Ясуно и Мицутэру Уесиба в Хомбу.

Пока выполняю техники, падаю, снова работаю, успеваю понаблюдать, как сенсей ведет тренировку. Несколько раз он обходит зал, останавливает работу пар, показывает ошибки и правильное выполнение. В этот момент вокруг него собирается круг из соседних пар, прекративших работу. По очереди он вызывает уке и показывает выполнение приема. Для меня такая организация тренировки естественна и очень похожа на то, что делают на своих семинарах в Москве сиханы Кристиан Тиссье, Сейширо Эндо, Шоджи Сэки, однако в Хомбу мне такая организация процесса встречалась не так уж часто. Альтернативой ей служат тренировки, где сенсей показывает техники конкретному человеку или паре, а вокруг все продолжают работать. Скорее всего инструкторы Хомбу сами решают, как им удобнее, и таким же образом организовывают процесс.

Осава-сенсей очень здорово показывает и объясняет нюансы техник. Наблюдая за народом на его тренировках я оцениваю уровень соседей как первый-второй дан. Вокруг очень много белых поясов, хотя тренировка проходит на третьем этаже и это вроде бы не beginner`s class.

С одним из таких белых поясов, парнем лет двадцати, начинаю работать после одной из смен техник. К собственному удивлению понимаю, что тот показанную технику НИКОГДА НЕ ВЫПОЛНЯЛ. Ну то есть СОВСЕМ. Двигается трудно, руки с ногами связать не получается. Начинаю объяснять. Приходится работать практически как с новичком. Почему он оказался на третьем этаже? Несколько раз порываюсь сказать партнеру, что ему стоит начать с занятий на 2-м этаже, но молчу. Партнер очень старается, падает, встает, снова падает. Держится молодцом. За каждый момент объяснения благодарит отдельно. В общем - всячески демонстрирует почтение. Это приятно, но работать тоже хочется.

Спрашиваю после тренировки знакомых ребят. Они объясняют, что айкидоки любого уровня могут ходить на любые тренировки на любых этажах. Куда ходить - каждый решает для себя. В меру собственной... з-э-э... Скромности...

Пауза в полчаса после первой тренировки. Моюсь, натягиваю влажное доги и снова вхожу в зал. Многие из коллег по татами тоже остаются на вторую тренировку. По ощущениям - процентов 25-30.

Вторая тренировка проходит практически так же. Техники - те же. Нюансы исполнения - тоже. Работаю расслабленно. Частично - потому, что все уже более или менее знакомо, частично - экономлю силы. Завтра - тоже тренировки.

Очень большое впечатление испытываю от одного (вернее, одной) из партнеров. Почти полчаса работаю с бабушкой лет ... не знаю, сколько. У нее - почти полностью седая коса почти до пояса. Конечно, ждать феерического исполнения техник от нее было бы глупо. Она их, собственно, и не демонстрирует. Однако - РАБОТАЕТ. Размеренно, плавно и довольно качественно. Двигается мягко, как будто плавает в воде. Страховки выполняет очень аккуратно, но ВСЕГДА и ПОЛНОСТЬЮ. Темп техник - неторопливый, но практически постоянный.

Двигаемся так довольно долго. Ловлю себя на мысли, что тренировка начинает напоминать медитацию или мантру. Знаете, очень похоже на монаха, который садится, берет в руки четки и начинает медленное и монотонное пение. Раз в секунду он передвигает костяшки четок еще на одну и снова тянет свои песнопения. Так и мы мягко и почти лениво двигаемся по татами, выполняем страховки, меняемся местами, а в голове как будто проступает медленный и монотонный ритм: бум-бум... падение-техника...

Работаю и думаю, что очень хотел бы в таком возрасте так же свободно и мягко двигаться. Ходить на тренировки и работать в свое удовольствие.

Несколько раз в течение обеих тренировок Осава-сенсей подходил ко мне и партнеру. Наблюдал со стороны, ничего не говорил и уходил дальше. Раз на четвертый все-таки остановил работу, но не стал поправлять технику, а просто показал мне, что надо бы работать более энергично и жестко. Меня это несколько удивило, поскольку в Хомбу в течение всей поездки за редким исключением партнеры уступали мне в весе и силе раза в два. Приходилось наоборот - всячески сдерживать броски, чтобы это не выглядело грубым и безответственным. И тут вдруг сенсей мне показывает, что неплохо было бы партнера «приложить» посильнее.

Я даже переспрашиваю по-английски:
- Мне работать сильнее??? Быстрее?
- Ну да! Почему бы и нет? - говорит он.

Мда... Честно говоря, я все-таки просьбу сенсея не выполнил. Не готов был. Если я увеличу силу или скорость выполнения - не будет ли это выглядеть грубостью? Сможет ли уке отработать страховку?

Сам Осава-сенсей работает жестко и быстро. Уке приходится туго. Но сам я все-таки не решаюсь.

Проблема кажется странной. Вроде бы: пришел на третий этаж - изволь страховаться. По-другому научиться страховкам от сильных бросков не получится. Но где граница между оправданной жесткостью исполнения и обыкновенной грубостью? Я пока не знаю...