Дамасаре: скрытое в явном

«Любая война основана на обмане» (Сунь Цзы)

Мой друг горел желанием показать мне последнюю книгу в своей коллекции. Книга рассматривала одно из «корю» (старинные боевые искусства), но также содержала примеры ката других «корю», включая нашу школу. «Вот посмотри на эти фотографии», - сказал он, улыбаясь как Чеширский кот, как будто собираясь что-то мне открыть. На странице, которую он мне показывал, была серия снимков различных ката нашей школы боевых искусств. Однако они были странные.

Они были настолько странные, что я не смог бы отнести это на счет региональных или персональных инструкторских особенностей. В них было что-то неправильное, так словно выполнявшие их люди не понимали настоящее значение ката, как будто они учили их, глядя через сломанную призму на настоящие техники. Предполагалось, что те, кто демонстрировал ката, имели степень мастера в различных «корю» и учились у одного из главных учителей нашей школы.

Как такое может быть, задавал я себе риторический вопрос, что их техника была просто…странной? Ну, сказал мой друг, возможно это была damasare. Обман.

Наверное, было нечто неприятное в тех учениках, которые участвовали в составлении книги, не нравились Учителю, он не мог от них освободиться. Возможно, они толкались вокруг Учителя, докучая ему, так что в конце концов Учитель научил их чему-то, только чтобы избавиться от них. Чему-то неправильному. И потом он их отослал. Они были уверены в своем знании и щеголяли им, но все, кто знал что-нибудь о «рю», немедленно понимали, что они обучились неверной, испорченной и неполной версии ката, которую он преподавал. Версии возможно пригодной для общего употребления, но ключи от царства были потеряны. Знающий сказал бы, что они поняли его неправильно.

Обман – это не просто техника, использующаяся в войне. Это неотъемлемая часть обучения боевым искусствам, в частности «корю», поскольку они ближе к прикладному аспекту, чем к спортивным соревнованиям. И я имею в виду не только обманные приемы в бою, такие как финт справа, а удар слева. Damasare - это техника, используемая для того, чтобы сохранить технику школы внутри школы, вводя в заблуждение тех, кого вы не хотите учить.

Методы обмана для защиты ваших техник от копирования чужаками или даже вашими собственниками учениками, которым вы не до конца доверяете, уходят далеко в прошлое. Один учитель из моей школы нашел примеры этого в документах эпохи Эдо (1600-1868), в то время когда наше «рю» имело множество залов и несколько тысяч учеников.

Невозможно доверять всем ученикам, что они действуют только во благо школы. Тех, кому не доверяешь, но не можешь выгнать, можно обучить неполным или неверным техникам. Он сказал, что в те времена также были люди, известные как «коллекционеры ката». Они тренировались столько времени, чтобы выучить старший уровень ката в своих целях, потом уходили в другую школу без разрешения, немного тренировались там, а потом вдруг открывали собственные школы без разрешения и без преемственности своим учителям.

Если учитель подозревал кого-то в подобном отношении, он сознательно учил его неверным техникам или давал неполные или неверные объяснения. В конце концов, в то время невозможно было быть уверенным в том, что этот парень из соседнего клана, который клянется в преданности и стремится к саморазвитию, не встретится с вами завтра на поле боя в междоусобной стычке. Зачем учить его вещам, которые могут привести к вашей гибели?

Не все школы делали это открыто, но мне кажется, что в каком-то виде damasare, попытка сохранить техники и знания только внутри школы, существовала практически во всех старых стилях «рю», а также в некоторых современных «будо».

То же говорил один мой друг каратист, когда мы начали изучать с ним окинавское карате на Окинаве с учителями – интеллигенцией: профессора, врачи, адвокаты. У них была сообразительность, способность исследовать корни различных ката. Они подолгу разговаривали с ним об истории ката в карате, и он сделал вывод, что многие ката, перенесенные в Японию из Окинавы, были неполными настолько, что наиболее тайные знания были сознательно укрыты от некоторых японских учеников.

То же впечатление сложилось у меня от интервью Асаи Тацухико – мастера инструктора позднего шотокана. Он сказал, что часто ездил на Окинаву для изучения древних ката и кобудо, не входивших в обычную программу шотокана затем чтобы узнать, что было забыто или утеряно. Поэтому я с сомнением смотрю на некоторые демонстрации карате bunkai, выполняемые на соревнованиях, которые трактуют ката буквально. Считается, что демонстрации bunkai должны объяснять порядок действий в соответствии с ката. Но многие ката сами по себе полны damasare. Некоторые действия не похожи на то, как они буквально изложены. Поэтому если вы берете буквальную интерпретацию действия, она не обязательно будет соответствовать действительному значению.

Подумайте, например. Три шага вперед с тремя разными нижними блоками в ката не имеют смысла в боевой ситуации. Кто будет шагать назад и трижды неудачно пытаться ударить вас в одну точку? Это не блоки. И я предполагаю, что не все они на уровне гедан. Это скрытые техники, скрытые на виду. Те, кто не знают, думают, что это просто три гедан блока, выполняемые один за другим. Те, кто знают, что они значат на самом деле…ну, много раз, они не скажут вам до тех пор, пока вы не станете частью школы или учеником, которому доверяют.

То же самое в айкидо. Множество людей думают, что все дело в захватах и заломах кисти. Но Морихей Уесиба, сам основатель как-то обронил, что атеми – это айкидо, атакующая составляющая – это основа искусства. Вот техника Катэ Гаеси: возможно ударник не будет брать захват за кисть. Он нанесет прямой удар справа. Но та же атака в кисть работает независимо от того, удар это или захват. Вместо того, чтобы тянуться к кисти, тори в действительности бьет по ней в нервный узел.

Но вы скажете: «зачем мне падать, если это просто небольшое скручивание кисти»? Да, но это разворачивает и выкручивает вам кисть. Одновременно идет удар в челюсть с левой руки, перехват вашей кисти левой рукой, затем, поскольку тори вращается, его локоть бьет уке в челюсть с другой стороны. Эти удары помогаю уке стать мягче и двигаться «в потоке». И этот бросок, между прочим, есть способ практики выживания для уке. В динамике, если уке стоит и сопротивляется, это грозит ему вывихом запястья, локтя или плеча.

Но если вы тренируетесь именно так, то возникают две неприятные вещи. Во первых вы слишком быстро теряете партнеров для тренировки. Во вторых вы можете потерять видение того, как «течь» вместе с атакой, если вы настолько сосредоточены на том, чтобы нанести атакующему максимальные повреждения. Это уничтожает общую цель тренировки айки: развивать течение, плавную динамику тела со стороны ученика.

Поэтому истинное боевое объяснение движения скрыто от большинства учеников даже во время тренировки. Итак, те, кто знают – знают. Те, кто не знают…они делают странное Bunkai.

Для «корю» в современный век интернета и телевидения damasare - это хитрый способ отследить, кто действительно изучал искусство, а кто просто нашел книгу или журнал, или выучил несколько техник и убежал, считая себя мастером. Чуть раньше друг показал мне вебсайт, где известные парни в черных футболках занимались чем-то похожим на техники боя на ножах нашей школы. Однако вместо традиционного оружия (когусоку и вакидзаси) они использовали ножи-бабочки и летали по кругу как обкуренные обезьяны. В их технике хоть и не без труда можно было узнать нашу, я бы сказал, что большинство их ката были следствием очень хорошего подражания тому, что они видели в книгах и на видеокассетах.

В ката преднамеренно были внесены изменения для того, чтобы скрыть их истинный смысл. Любой, кто попытается похитить технику через видео, демонстрации или интернет, похитит также ошибки и пробелы. Таким образом, это приводит нас к другому виду damasare: во время embu или формальных публичных демонстраций наше «корю» (и, я уверен, другие «корю») будут сознательно менять некоторые аспекты своих ката по сравнению с тем, что практикуется в додзе. Есть «ката для додзе» и «стиль embu ката». Вместо атаки определенной точки, например, мы атакуем какую-то другую точку. Это тоже эффективная точка для атаки, но не та, которую следует атаковать в первую очередь. Участники, которые знают, немедленно увидят разницу. Чужаки, которые не знают, тайком скопируют видео и будут практиковать демонстрационные ката, не зная, что то, что они делают, не та форма, которую выполняют в додзе. Они не видят разницы. Хорошо, их запомнят как тех, кто поверхностно копирует ката.

Хотя со стороны вся damasare выглядит как необоснованная паранойя, вы должны помнить, что ее корни возникли до того, как законы об авторском праве защитили владельцев собственных техник. Это также было время, когда ваши техники могли быть использованы против вас в межклановых войнах. Чем меньше вы делились с чужаками, которым не до конца доверяли, тем лучше. Зачем показывать потенциальным врагам ваш стиль, если они в дальнейшем могут победить вас, причем не в спортивном соревновании, а в схватке не на жизнь, а на смерть?

Сегодня цель damasare несколько изменилась. Она маскирует суть «рю» от тех, кто хотел бы украсть технику через печатные издания или видео и представить ее как свою собственную.

Одним из этих чужаков вы можете сказать: уходите! И они исчезнут.

Другие будут назойливо упорствовать, и тогда вам придется придумать, как не дать им ключ к секретам, будут ли они тренироваться, скупят ли все DVD или изучат видео на youtube.

Чем в большей степени стиль становится «корю», тем больше вы видите damasare в действии; скрыть технику от чужаков, от тех, кто хочет украсть технику ради собственной жадности и эгоизма, даже от собственных учеников, которые не демонстрируют лучшие черты характера, и от возможных соперников и возможных будущих противников.

Идущая из прошлого, эта скрытность – свидетельство вашей надежности: физической, умственной, эмоциональной. Достаточно ли вы заслуживаете доверия? Или вы просто очередной выскочка, которому нужны знания для собственных ограниченных целей?


Перевод с английского: Дмитрия Кузнецова.

Из материалов сайта http://aikido-nsk.ru