Семь часов вечера. Третья тренировка за день. Пока - все-таки тяжело, хотя процессы адаптации в организме явно идут. Постепенно выхожу в «рабочий режим». Еще берегусь - выполняю техники достаточно медленно и тщательно, слежу за дыханием, в начале и середине тренировки стараюсь выполняю техники технически точно, но энергетически вполсилы.
Внимательно наблюдаю за сенсеем. Пытаюсь понять, на что он делает ставку при выполнении техник.
Работаем уширо ре тэ дори.
Общие впечатления: Очень хороший методист. Очень внимательно следит за залом. Если понимает, что есть проблемы с осознанием техник - останавливает работу всего зала и подробно объясняет заново. Поясления к техникам очень образны и понятны. Через несколько минут я совсем забыл, что не понимаю ни слова из того, о чем говорит сенсей - все было понятно из жестов и положений корпуса. Возможно в связи с этим примерно половина зала - белые пояса (иногда совсем начального уровня). Потом я понял, что умение сенсея образно и точно объяснять можно вычислить именно по этому критерию. На тренировках инструкторов, умеющих и желающих точно объянить технику всегда было больше младших поясов. Это совсем не значит, что другие сенсеи не умели или не желали этого делать - просто тренировки у них были более динамичными и жесткими.
Если попытаться выразить то, что показывает Йошиаки Йокота в виде геометрической фигуры - прийдется нарисовать пирамиду с круглым основанием.
Очень низкий центр. Постоянные мощные уходы вниз, чтобы потом «выстрелить» вверх, вперед или в сторону. Усиливает впечатление просьба сенсея не сводить руки в собственном центре при выполнении техники. Предплечья должны быть параллельны бедрам (базироваться на ногах). Кисти рук при этом смотрят несколько в стороны. Положение тела при этом становится сильно похоже на то, как двигался Мурата-сан (в первых статьях я описывал несколько странную манеру двигаться по-крабьи - немного расставив в стороны руки и ноги).
Несколько раз сенсей останавливал выполнение техник и настойчиво просил обратить внимание на вышеназванное положение. Фигура тори при этом становится похожа на пирамиду, и сенсей несколько раз объяснял технику именно через аналогию с этой геометрической фигурой. Насколько я понял, он объяснял, что на пирамиду очень трудно надеть кольцо - оно в определенный момент оказывается застрявшим (уке трудно провести последовательную атаку - в определенный момент тори оказывается в более выигрышном положении).
Снять же кольцо с пирамиды очень легко (легко провести прием, «снимающий» руки с тори - кокю наге и т.п.)
После того, как сенсей убедился, что его понимают - перешли к выполнению кокю-наге. Здесь Йошиаки Йокота постарался закрепить только что отработанные принципы. Броски выполнялись либо с очень коротким мощным импульсом вперед, либо вообще - с уходом вниз или назад.
Второй момент, который бросился в глаза. Как и на предыдущих тренировках, встретился с интересным выполнением первого такта техник от задних хватов. Как только уке захватывает руки тори сзади в полный хват - тори делает небольшой шаг назад, чтобы совместить центры. Это казалось бы нелогичное движение я заметил еще на семинарах Эндо-сенсея в Москве, но списывал его на индивидуальные особенности техники именно самого Сейширо Эндо. Здесь же, в Хомбу, я уже дважды натыкался на эту особенность, а значит буду присматриваться к ней попристальней («... Тенденция, однако!... из анекдота). Небольшой шаг тори назад к центру уке лишает того большой части равновесия. Противопоставить движению тори можно только быстрое смещение назад, но его как раз становится трудно сделать - уке, хватая тори, сам загоняет себя в ловушку. Очень интересно!
Тренировка закончилась. Раскланиваемся с партнером. Он, судя по всему, устал даже больше, чем я. Это - радует.
Складываю хакаму, собираюсь выходить из зала, когда внимание привлекает девушка, отрабатывающая страховки неподалеку. Казалось бы - что такого? Ну падает человек на пол, встает, снова падает. Мы выполняем все это на каждой тренировке огромное количество раз. Тем не менее - завороженно слежу за ней на протяжении всего времени, пока она работает.
Девушку эту я вижу по утрам на входе в Хомбу. Она принимает оплату за тренировки. Потом тренируется сама. Потом снова идет работать. Насколько я понял - это что-то похожее на «учи-дэси» - приближенных учеников, которые жили и работали рядом с учителем. Не знаю, сохранился ли сейчас институт «Учи-дэси» - скорее всего, нет. Скорее всего - она не живет в Хомбу. Просто работает.
Что же привлекло внимание?
Первое: сосредоточенность, даже самоуглубленность. Возможно, некая медитация. Было очень сильное впечатление, что, выполняя страховки, она прислушивалась к самой себе. Еще более усиливал впечатление какой-то четкий ритм - примерно одно падение в 2-3 секунды. Постоянно на протяжении минут десяти.
Второе: механика движения, совсем непохожая на то, что мы делаем на своих тренировках. Каждое падение она выполняла из позиции на коленях «сейдза». При этом направление падения постоянно менялось - никогда нельзя было сказать, что она конкретно выполняет в данный момент - маэ укеми или еку. Точно так же падения назад часто сопровождались сменой направления в последний момент и вместо уширо-укеми получалось еку-уширо.
Третье: универсальность движения. Каждое падение выполнялось по ОДНОЙ схеме. Невозможно было отличить прямое падение вперед от падения боком. Все время движение начиналось с мягкого укладывания плеча на татами и некоего усредненного расслабленного перекатывания через это плечо. Ноги при этом расслабленно раскидывались в стороны и служили неким балансиром. Каждое падение сопровождалось «отбиванием» руки о татами. Какую бы страховку она ни выполняла - геометрия движения была одна и та же. После каждого падения следовал мягкий выход снова в позицию сейдза.
Честно говоря - наблюдал за этими экзерсисами как завороженный. Попутно размышлял, так ли уж прав я сам, когда разделяю на своих тренировках падение вперед и боком. Не лучше ли найти некое универсальное движение, которое позволит уке остаться целым в любой ситуации...
Думаю об этом до сих пор, а пока включил такое падение в обязательную разминку на каждой своей тренировке - польза отработки такой страховки несомненна.
Завтра 4-й день. Надо что-то написать на сайт, поужинать и рухнуть спать. К концу дня организм просит пощады - все болит. Моюсь под ледяной водой Хомбу и ковыляю ужинать.