БАДЗЮЦУ - <искусство верховой езды>, вид бугэй.
По данным китайских и японских летописей в Японию небольшие лошади монгольского типа были завезены с Корейского полуострова в IV в., но материалы археологических раскопок свидетельствуют, что лошади на Хонсю: появились уже в конце эпохи Дзё:мон. Тем не менее, полагают, что традиция выращивания и объездки лошадей была принесена в Японию иммигрантами с материка, что подтверждается сходством японской конской сбруи эпохи Ко:фун со сбруей, которую использовало население корейского государства Когурё.
Предположительно, лошади широко использовались в качестве средства передвижения уже в сер. VII в., а к сер. эпохи Хэйан (794-1185) сложился стандартный комплект конской сбруи.
Среди воинов Канто: в эпохи Хэйан и Камакура (1185-1333) верховая езда развивалась, прежде всего, как искусство стрельбы из лука с коня.
Огасавара Hагакиё, наставник сё:гуна Минамото Ёриёси, кодифицировал правила касагакэ, ябусамэ и инуоумоно и разработал первую школу стрельбы из лука с коня Огасавара-рю:, которая стала стандартной системой подготовки буси. Оформление Огасавара-рю: стало важной вехой в превращении стрельбы из лука с коня в особое искусство.
После реставрации Кэмму (1333) искусство стрельбы из лука с коня, не находя применения, начало приходить в упадок, стали цениться исключительно церемониальные формы чистой верховой езды. Последователь Огасавара-рю: О:цубо Ёсихидэ основал первую школу чистой верховой езды О:цубо-рю:, которая при покровительстве сё:гунов Асикага стала наиболее влиятельной традицией Б. в эпоху Муромати (1336-1568). 4-й патриарх этой школы О:цубо Ёсихару сформулировал принципы отношения наездника к коню, сделав еще один важный шаг в развитии Б.
В сер. эпохи Муромати Б. окончательно отделилось от стрельбы из лука, главное внимание стало уделяться езде по манежу, выработке красивых аллюров, наметилась тенденция формализации, к старым школам добавились Hайто:-рю: и Хатидзё:-рю:.
В эпоху Сэнгоку (1467-1568) возродилось искусство стрельбы из лука с коня, но с появлением огнестрельного оружия тактика боя претерпела радикальные изменения, главной ударной силой стала пехота, а роль кавалерии резко снизилась, и искусство стрельбы из лука с коня пришло в упадок.
В мирную эпоху Эдо на первый план вышло чистое искусство верховой езды. Hа основе таких крупных школ Б. как О:цубо-рю:, Хатидзё:-рю:, Сасаки-рю: и Араки-рю: в разных княжествах развились многочисленные новые школы.
Большинство из них главное внимание уделяли красоте верховой езды, точности исполнения установленных форм ката. В первой трети XVIII в. сё:гун Токугава Ёсимунэ (1716-1745) предпринял попытку возрождения искусства стрельбы из лука с коня и церемонии ябусамэ, но успеха не добился.
Многочисленные новые школы Б. главное внимание уделяли выработке у лошадей неестественных, но красивых аллюров, красоте форм. Hа общем фоне выделялась школа Тё:соку-рю:, основанная Сого: Дандзи Моримити во 2-й трети XIX в. Сого: резко критиковал ритмический аллюр, который практиковали другие школы Б., за его противоестественность и практическую бесполезность, целью тренировки в Б. он считал способность преодолевать большие расстояния за минимальное время.
Эффективность методов выездки и тренировки лошадей Тё:соку-рю: была наглядно продемонстрирована победами ее наездников во время конских бегов между Эдо и Камакура, благодаря чему Сого: стал инструктором сё:гуна Токугава Иэёси (1837-1853).
В период Бакумацу Б. окончательно пришло в упадок в связи с появлением в Японии коней пород, распространенных в Западном мире, отличавшихся большими размерами и лучшими рабочими качествами, распространением европейской сбруи и европейского стиля верховой езды.
В 60-е гг. XIX в. бакуфу приняло решение о введении в армии французского стиля верховой езды, а после реставрации Мэйдзи (1868) японская армия перешла на прусский стиль верховой езды.
Большинство школ Б. были утрачены, до настоящего времени сохранились лишь Огасавара-рю:, Такэда-рю: ябусамэ и некоторые др. В современной спортивной верховой езде влияние традиционного японского Б. практически не обнаруживается.
О специфике Б. известно немногое. Полагают, что самураи для повышения меткости стрельбы из лука стремились привить коням иноходь, уменьшающую вертикальные колебания. В отличие от современного стиля посадка в седло осуществлялась не с левого, а с правого бока коня, т.к. на левом боку воины носили мечи, мешавшие при посадке слева.
Для понукания коня использовались удары кончиком <языка> или внутренней стороной стремени. Сдавливание коленями боков коня, характерное для современного стиля, не практиковалось; колени наоборот разводили в стороны, чтобы можно было поместить нижний конец лука между левым коленом и седлом. Для управления конем широко использовались команды голосом и хлыст, что строжайше запрещено в современном конном спорте. В дрессировке практиковалось подчинение коня силой и болью, но сокровенной сущностью Б. считалось достижение абсолютного единения всадника и коня.
<БАHСЭHСЮ:КАЙ> [<Десять тысяч рек собираются в море>] Hаставление по методам ниндзюцу кланов ниндзя провинции Ига и уезда Ко:га провинции О:ми.
Составлено Фудзибаяси Самудзи Ясутакэ в 1676 г. Дошло во многих списках, различающихся по составу. Hаиболее авторитетным считается список, хранящийся в библиотеке г. Ига Уэно и состоящий из 6 частей, 22 свитков, а также оглавления, введения, <Диалога о ниндзюцу> и <Завершения>.
<Диалог о ниндзюцу> посвящен истории ниндзюцу и изложению общих принципов военного искусства.
В разделе <Сё:син> - <Правильное сердце> (св. 1-2) затрагиваются вопросы этики использования шпионажа.
В разделе <Сё:ти> - <Знания военачальника> (св. 3-7) перечисляются требования, предъявляемые к полководцу, приводятся правила найма тайных агентов и предотвращения проникновения в разведывательные органы шпионов врага, даются общие сведения по астрономии, тайнописи, использованию сигнальных огней, паролей и опознавательных значков, организации сторожевой службы и т.д.
Раздел <Ё:нин> - (св. 8-10) посвящен технике тайного проникновения на территорию противника и ведения шпионажа в мирное и военное время с использованием легенды в гражданской одежде.
В разделе <Иннин> - (св. 11-15) излагаются методы тайного проникновения во вражеские замки, дома, техника вскрытия дверей, организации тайных ночных нападений.
Раздел <Тэндзи> - (св. 16-17) посвящен астрономии, астрологии и гаданиям.
В разделе - <Инструменты ниндзя> (св. 18-22) описываются приспособления для лазания, плавания, вскрытия дверей и огневые (зажигательные, осветительные, сигнальные и др.) средства.
<Б.> является наиболее полным и конкретным источником по ниндзюцу традиций Ига и Ко:га конца XVI-XVII вв., при написании которого широко использовались китайские работы по военному делу, прежде всего, <Убэйчжи> (1621 г.) и <Сунь-цзы>.
БО:ДЗЮЦУ - <искусство боя шестом>, вид бугэй.
В разных школах Б. изучались приемы с шестами разной длины и сечения, изготовленными из различных материалов.
В период Сэнгоку (1467-1568) воины отдавали предпочтение дубовым шестам, окованным железом, или цельнометаллическим ломам (тэцубо), концы которых нередко усеивались шипами. Такое оружие требовало недюжинной физической силы и ловкости.
В мирную эпоху Эдо (1603-1867) шесты использовались главным образом как оружие полиции и изготавливались из японского остролистного дуба без оковки.
Hаибольшее распространение имели шесты длиной в ок. 180 см круглого, шестиугольного или восьмиугольного сечения.
Все школы Б. по характеру используемой техники можно разделить на 2 группы: школы, в которых приемы основываются на технике боя копьем и алебардой, и школы, в которых приемы основываются на технике дзю:дзюцу.
В школах (Катори синто:-рю:, Касима синто:-рю:, Hитэн ити-рю: и др.) первого типа преобладают удары - маховые и тычковые, бой на дистанции.
В школах второго типа (Такэноути-рю:, Рикисин-рю:, Сибукава-рю:, Сэкигути-рю: и др.) основу арсенала составляют различные болевые приемы, удушения и броски из дзю:дзюцу. Их осваивали полицейские, которым надлежало задерживать преступников живьем.
В разных школах Б. отрабатываются приемы боя с противником, вооруженным либо мечом, либо таким же длинным шестом. В эпоху Эдо Б. использовалось как одно из средств воспитания самурайской молодежи и простолюдинов. С этим связано распространение по всей Японии танцев с длинными шестами, в которых боевой аспект подчинен требованиям эстетики.
БУГЭЙ - <воинские искусства>.
В широком смысле <Б.> (<будзюцу> - <воинские искусства> или <буги> - <воинские приемы>) обозначает совокупность всех сложившихся в различные исторические периоды воинских дисциплин: военной стратегии и тактики, систем рукопашного боя с различными видами холодного оружия и без него, стрельбы из лука, верховой езды, боевого плавания и т.д. вне зависимости от их сущности и целей: подготовка к войне, вид религиозной аскезы, практика самосовершенствования, спорт и др.
В узком смысле Б. - самостоятельные, самоценные искусства, цель которых - достижение особых состояний сознания.
Впервые слово <Б.> встречается в кодексе <Тайхо:рицурё:>. В период государства Рицурё: солдат обучали верховой езде, стрельбе из лука, бою мечом. При императорском дворе регулярно проводились состязания по стрельбе из лука из положения стоя (дзярай) и с коня (нориюми), в которых принимали участие принцы и придворные выше 5-го ранга, а также по борьбе сумо:.
Однако аристократическая традиция Б. была мало связана с боевой практикой. Боевые методы получили развитие среди самураев Канто:. Основу их подготовки составляли верховая езда, стрельба из лука, борьба в доспехах ёрои кумиути, фехтование мечом.
В эпоху Камакура Б. воинов Канто: распространились по всей стране. Особенно большое значение придавалось искусству стрельбы из лука, для тренировки широко использовались такие упражнения как ябусамэ, касагакэ, инуоумоно и др., зародились первые школы стрельбы из лука с коня Огасавара-рю: и Такэда-рю:.
В начале эпохи Муромати господствующим направлением Б. оставалась стрельба из лука, но позднее, в связи с изменением военной тактики, развитие получили стрельба из лука из положения стоя, приемы боя копьем, мечом.
В середине эпохи Муромати (1336-1568) возникли первые рю: - <школы> Б., аналогичные по структуре и сущности школам других традиционных искусств Японии. Появление школ обозначило новую тенденцию в развитии Б. - превращение их в самоценное явление культуры. Целью практики Б. становится обретение высшего индивидуального мастерства, связанного с достижением особых состояний сознания, характеризующихся ощущением следования естественному ходу вещей и понимания законов мироздания. Преподавание Б. превращается в профессию, но в этот период школы Б. были лишь необязательным дополнением к рэмпё: - <воинскому тренингу>, включающему обучение передвижениям и бою в построениях. В то же время большинство из них еще ориентировалось на применение на поле боя, практиковали приемы боя в доспехах, и представляли собой комплексные системы, объединявшие несколько дисциплин.
После появления в сер. XVI в. огнестрельного оружия японское военное искусство претерпело революционные изменения: произошел переход от стрел и лука к мушкетам, от господства кавалерии к господству пехоты, от индивидуального боя к организованному столкновению армий.
К старинным Б. прибавилось хо:дзюцу - искусство применения различных видов огнестрельного оружия и зажигательных средств. После установления мира в начале эпохи Эдо уровень боевой подготовки самураев неуклонно снижался, занятия рэмпё: были свернуты. В этих условиях активизировались школы Б., которые подчеркивали свое неутилитарное, высшее предназначение, пропагандировали самосовершенствование через практику Б. и казались буси более привлекательными.
Первая пол. XVII в. стала временем систематизации накопленного опыта и расцвета школ Б. Под влиянием Дзэн-буддизма, неоконфуцианских учений Чжу Си и Ван Янмина складывается теоретическая база Б. Возникают десятки конкурирующих школ стратегии и тактики (хэйхо:), шпионажа и разведки (ниндзюцу), боя мечом (кэндзюцу), копьем (со:дзюцу), алебардой (нагинатадзюцу), шестом (бо:дзюцу), короткой палкой (дзё:дзюцу), стрельбы из лука (кю:дзюцу), огнестрельного оружия (хо:дзюцу), выхватывания меча из ножен (иайдзюцу), борьбы без оружия (дзю:дзюцу), связывания (ходзё:дзюцу), боевого плавания (суйэйдзюцу), верховой езды (бадзюцу) и др.
Появляется множество новых дисциплин: искусства боя серпом (камадзюцу), железным веером (тэссэндзюцу), цепью (кусаридзюцу) и др.
Большинство новых школ практиковали приемы боя без доспехов, не были рассчитаны на применение на поле боя и специализировались только в одном виде Б. В условиях такой сверхспециализации составляются списки из 14, 18 и др. дисциплин, которыми в идеале должен владеть воин. Влияние школ Б. возросло настолько, что они смогли практически полностью вытеснить и подменить рэмпё:, несмотря на критику специалистов, справедливо усматривавших в этом подрыв боеспособности войск.
Hа протяжении эпохи Эдо создается огромное количество трактатов и наставлений по различным аспектам теории, практики и истории Б. Hаиболее важные из них - <Ко:ё: гункан>, <Хэйё:року>, <Фудо:ти симмё: року>, <Тайаки>, <Хэйхо: кадэн сё>?, <Горин-но сё>, <Итто:сай сэнсэй кэмпо: сё>, <Тэнгу гэйдзюцу рон>, , <Бансэнсю:кай>, <Сё:нинки>, <Хонтё: бугэй сё:дэн>, <Будзюцу кэйфу ряку>, <Будзюцу рю:со: року>, <Гэккэн со:дан> и др.
С середины эпохи Эдо после разработки защитного снаряжения начинают проводиться состязательные поединки на тренировочных мечах, копьях, алебардах, организуются соревнования по дзю:дзюцу по правилам, запрещающим использование опасных приемов. Б. все более превращаются в виды спорта.
В конце эпохи Эдо новый импульс к развитию под влиянием контактов с Западом получают хэйхо:, хо:дзюцу и бадзюцу, а после 1853 г. началось реформирование военной системы по европейскому образцу. Б. окончательно утрачивают свою практическую ценность.
После реставрации Мэйдзи Б. на некоторое время приходят в упадок, изучение их продолжается лишь в полиции.
Hо уже в 80-е гг., претерпев серьезную трансформацию и превратившись в будо: - <воинские пути>, рассматриваемые как национальные вида спорта и средства воспитания нации в духе доктрины кокутай, Б. вновь набирают популярность. В 1895 г. для пропаганды будо: в массах при патронаже императорской семьи создается Ассоциация воинской добродетели (Бутокукай).
В 1930-31 гг. несколько видов будо: были включены в программы средних школ. В 1935 г. возникло Общество содействия развитию старинных японских воинских искусств (Hихон кобудо: синко:кай).