...Поэтому на самом деле к степеням кю надо относиться очень серьёзно. Потому что именно на этом этапе ученики по-настоящему побеждают сами себя. По чуть-чуть и шаг за шагом. И, возможно, больше людей из этой категории оставалось бы в наших залах, если бы мы выказывали соответствующее уважение к их достижениям.
В других стилях Будо степени кю отмечаются разноцветными поясами. Всё вместе вызывает у меня в голове образ радуги. И хотя я лично – сторонник того принципа, что в Айкидо дОлжно носить белый пояс, пока не пришло время сменить его на чёрный, возможно, большинство представителей нашего общества будут более мотивированы, если бы могли периодически сменить один цветной пояс на другой, более модный.
Самое значительное событие в жизни айкидоки – это когда, наконец, позволяют одеть хакама. В разных организациях это допускается на разных уровнях. Где-то это шодан. В Швеции это 3 кю. В Хомбу-додзё это было обязательно с первого дня тренировки, но из-за послевоенной нищеты позволялось отложить покупку хакама до шодан. Изначально ношение хакама не имело никакого отношения к уровню мастерства.
Когда я начал заниматься Айкидо, ношение хакама не зависело от степени. Нам просто говорили, когда можно начать носить хакама (если к этому времени ученик не обзаводился ею по личной инициативе). Наш тогдашний учитель, Ичимура-сенсей, потребовал, чтобы я одел хакама до окончания первого года тренировок. Конечно, поначалу я часто спотыкался и падал.
И хотя шведский стандарт – 3 кю, в нашем додзё мы позволяем носить хакама ученикам с 4го кю. Это связано с тем, что ношение хакама помогает выстроить правильную осанку, а также получить нужное ощущение плавных, округлых движений. Если заставлять учеников ждать нетипично долго, вы рискуете получить айкидок с техническими изъянами, от которых не так-то просто избавиться.
Мой друг, Урбан Альденклинт, выдающийся мастер Айкидо и наставник одного из додзё в Швеции, прямо заявил, что я слишком требователен к нашим ученикам уровня 4 кю. Что эти требования больше подошли бы 3 кю. Возможно, он прав.
Я думаю, единственное действительно значимое соображение в вопросах ношения хакама – это безопасность ученика. Ученик должен иметь адекватные навыки в укеми. Ношение хакама до освоения укеми может быть травмоопасно. Я думаю, для большинства учеников, это означает уровень средних кю.
У меня есть некоторые базовые представления о том, что я хочу видеть на экзамене. Полагаю, я разделяю взгляды большинства инструкторов. Степень означает уже пройденный этап. Это не прыжки в высоту, где атлет пытается прыгнуть выше, чем его средний показатель на тренировке. Да, при таком подходе мы лишаемся известной доли драматизма и соревновательности во время аттестации. В самом благоприятном сценарии, аттестация должна быть церемонией, на которой ученики демонстрируют уже освоенные навыки и рост по сравнению с предыдущим экзаменом. Аттестация – скорее праздник, чем стресс-тест. Я говорю о благоприятном сценарии.
Что касается уке, то я предпочитаю, чтобы уке был того уровня, на который претендует тори. Для новичков это не столь важно, они могут сдавать экзамен в паре друг с другом, но это становится всё более существенным по мере роста кю. При экзаменах на дан я строго придерживаюсь этого правила. Если уке с подходящим уровнем отсутствует, то это должен быть или человек с уровнем на один выше, или с уровнем на один ниже. И только в отдельных случаях я допускаю отклонения от этого правила.
Я был свидетелем аттестаций, где для экзамена на шодан ассистировал йондан. Это означает, что уке решает, насколько классно (или нелепо) будет выглядеть тори. Если же уровень уке значительно ниже уровня тори, то аттестация получается крайне простой, потому что уке не хватает опыта. В любом случае, и то, и то – не оптимально. Лучше всего, если ассистент и экзаменующийся имеют примерно одинаковую степень.
Определить конкретные требования для каждого уровня кю и дан крайне затруднительно. Как правило всё сводится к сравнению учеников, оказавшихся на экзамене, а не оценке по абсолютной шкале. Поэтому если в начале экзамена кто-то великолепно выступил на 6 кю, значит для всех остальных ставки только что возросли. Это не идеальная система, но именно так всё и происходит на самом деле. В большинстве случаев.
Однако, что касается 6 кю (или какой именно кю принято считать младшим в данной системе). Вот как сформулировал подход аттестационной комиссии мой друг-инструктор по дзю-дзюцу: “Если он вообще двигается, я дам ему младший кю.” Дело в том, что это “ознакомительный экзамен”, чтобы дать ученику представление о том, как происходит этот полный стрессов и волнений ритуал. Если только ученик посещал занятия, у него должно хватить навыков, чтобы показать хоть что-то. Для меня не важно, знают ли они названия техник. Это придёт само собой, не стоит на этом зацикливаться.
Я отношусь к экзамену на 6 кю как к показателю того, насколько эффективна наша работа с новичками. Это более экзамен для младших инструкторов, чем для их учеников.
Поэтому 5 кю – это первый настоящий экзамен. На этом этапе ожидается уже некоторая доля уверенности. Я доволен, если человек различает омоте и ура версии приёмов. Это хороший индикатор прогресса в понимании принципов Айкидо.
На 4 кю я прежде всего обращаю внимание на укеми. Это связано с тем, что с этой степени в нашем додзё допускается ношение хакама (как было сказано выше). В других додзё на укеми могут не обращать внимания до 3 кю (по той же причине). Я бы также хотел, чтобы ученики на 4 кю могли показать некоторую скорость и текучесть, не только статику. Больше дзютай, меньше готай.
3 кю лично для меня представляет интерес в качестве экватора между младшим кю и шодан. Техники стоит исполнять с долей уверенности, как если бы ученик и в самом деле был способен справиться с нападающим, применяя репертуар Айкидо. Центрированность и понимание того, что происходит, крайне важны на этом этапе.
Я заметил, что ученики, которые смогли добраться до 3 кю исключительно за счёт своей одарённости (а в нашем обществе много по-настоящему талантливых людей), врезаются в стену на этом этапе обучения. Это стена из трудностей, с которыми менее талантливые столкнулись на своей первой тренировке. Многие ученики, которые излучают столько таланта, что учителя уже видят их в роли будущих супер-шиханов, бросают именно на этом этапе. Их шокирует осознание того, что и им тоже надо пахать. Во всякой дисциплине Будо ключом к мастерству является упорность и методичность. Этим качествам нет заменителя.
2 кю – это промежуточный этап, сам по себе не представляющий никакой ценности. Это технический уровень, необходимый для отдаления экзамена на шодан, и чтобы при этом ученику было, чем заняться. Людям на этом этапе по-прежнему нужна мотивация в виде цветной ленточки каждые полгода. Но помимо этого, никакого особого смысла во 2 кю нет. Да, ученик должен быть более продвинут, чем на своём 3 кю, этот прогресс должен быть заметен. В противном случае учитель должен пересмотреть программу тренировок для этого ученика (обычно в сторону роста количества увлекательных и воодушевляющих испытаний).
Для 1 кю я следую простому правилу: это экзамен на шодан минус бумажная волокита. Как только что получивший чёрный пояс ученик: он уже шодан, но ему ещё неловко, он ещё не свыкся с мыслью. Всем должно быть очевидно, что ученик справится с экзаменом на шодан, дело просто в очередной порции тренировочных часов. Всё идёт по плану и следующая станция уже появилась на горизонте.
И всё же я предпочитаю, чтобы ученики отзанимались ещё год, прежде чем подавать заявление на шодан. Такой объём тренировок только пойдёт на пользу и придаст уверенности в своих силах.
Уровень шодан – это тот уровень, на котором ученик должен показать знание всей тренировочной программы Айкидо: все техники тайдзюцу от всех базовых атак. Я не требую хорошего знания дзётори или тачидори, хотя было бы неплохо увидеть какое-то понимание этих разделов. Также меня не интересует понимание танинзугаке или даже футаридори. Какие-то вещи надо оставить на потом. Возможно, придётся показать тантодори, хотя на самом деле это один из самых сложных разделов Айкидо. Я прибегаю к тантодори исключительно для того, чтобы ученикам с 1 кю было чем себя занять в течение года ожиданий перед шодан.
В Японии шодан считается уровнем начинающего. Поскольку на островах достаточно мастеров с высокими степенями. Но во всём остальном мире люди со степенью шодан часто становятся инструкторами. Поэтому крайне важно, чтобы экзамен на шодан был одновременно и проверкой того, как человек относится к Айкидо. Должна быть некоторая зрелость характера.
Как правило, это проявляется в отношении к уке. Если тори относится пренебрежительно или жестоко к своему уке, стараясь любой ценой выполнить приём, возможно, в отношении к Айкидо что-то сильно испорчено. И это более важно, чем уровень технического мастерства. За время своей практики Айкидо я понял, что все мои знакомые шиханы из Японии придерживаются этой же точки зрения. Недопустимо, если кто-то демонстрирует превосходство своих техник Айкидо за счёт здоровья партнёра по тренировкам.
На уровне нидан ученик должен продемонстрировать значительный прогресс по сравнению с шодан. Это кажется самоочевидным, но после экзамена на шодан всегда есть риск стагнации и потери интереса к тренировкам, как если бы самое сложное испытание позади, а впереди – приятная поездка на автопилоте и уровни за выслугу лет. Ученики должны продемонстрировать настрой на дальнейшее шлифование техник и углубление собственного понимания Айкидо. Можно сказать, что от них ожидается произвести впечатление опытного юданся, не растерявшего желание самосовершенствоваться.
На уровне нидан я проверяю понимание разделов дзётори и тачидори, хотя в последнее время я не столь часто спрашиваю техники из этих разделов. Но это мои личные педагогические предпочтения. Я ожидаю увидеть работу футаридори, как готай так и дзютай. Это требование появляется в экзамене на нидан, поэтому у юданся уровня шодан есть, чем занять себя в следующие два года после экзамена.
Айкидо – это танинзугаке, но на овладение этим разделом требуется время. Я не люблю наблюдать, как старшие кю и младшие даны мучаются с несколькими нападающими. Шансы на что-либо, кроме провала, минимальны. А это оставит неправильное впечатление. Я придерживаюсь простого правила: два нападающих на нидан, три на сандан, четыре на йондан. Этого достаточно. Что-либо иное может быть и поражает воображение стороннего наблюдателя, но не впечатляет меня как учителя.
Если подумать, я вообще не часто вижу хорошую работу в танинзугаке, независимо от уровня.
Сандан – это в некотором роде последняя степень базового Айкидо. Ученик должен продемонстрировать успешное владение всеми базовыми техниками даже при высокой скорости атак или от сложных видов нападения. При выполнении приёмов должна чувствоваться уверенность в том, что они делают. Уверенности должно быть намного больше, чем минимально необходимо для экзамена на этот уровень. Ученик должен демонстрировать хорошую центрированность, а техники должны выглядеть убедительно. В основе хорошего экзамена на сандан должен лежать образ айкидоки, который выбрал Айкидо как жизненный путь. Это тот человек, которого без всяких сомнений можно было бы назвать “айкидока”.
Во время экзамена я не проявляю придирчивого интереса к каждой технике. Предпочитаю “отпустить вожжи”, позволяя ученику самостоятельно выбирать техники, чтобы он расслабился и в комфортных условиях показал всё, на что способен. Можно сказать, я ожидаю шоу. Это особенно важно на йондан. Единственный случай, когда я могу попросить выполнить конкретную технику – это если я чувствую, что может быть провал в уверенности при исполнении того или иного приёма.
Смешно спрашивать на экзамене уровня сандан приёмы вроде кататедори иккё, омоте и ура, как будто кто-то всерьёз подозревает, что человек добрался до этого уровня, не овладев подобными вещами.
Я бы хотел обратить внимание на подход Нишио-сенсея к экзаменам на степени дан. Он позволял ученикам составить собственную программу выступления, ограничиваясь лишь командами “начали” и “закончили”. Многие попадали в эту ловушку кажущейся простоты. Однако такой подход давал возможность всесторонне оценить личность экзаменуемого. Амбициозные ученики слишком увлекались технически сложными и до конца не освоенными приёмами, и всякий недочёт в отношении к Айкидо моментально становился заметным. Я лично уяснил для себя, что этот подход ничуть не хуже более традиционного. И намного веселее.
Поэтому я надеюсь, что этот метод сохранится среди учеников Нишио и других айкидок, потому что в результате мир Айкидо становится богаче. В настоящий момент, будучи представителем аттестационного комитета Швеции, я не могу себе позволить такой подход. Но иногда искренне скучаю по подобным экзаменам.
Что касается йондан, то в Айкидо Айкикай это последний уровень, на котором кто-то может вас как-то проверить. Все остальные степени получают в результате представления и рекомендаций. Поэтому я ожидаю, что на уровне йондан ученик может продемонстрировать ростки собственного айкидо. Это самое удивительное в нашем искусстве. Оно становится вашим собственным, и вы выражаете его в специфическом, присущем исключительно вам, ключе. Так и должно быть. Поэтому экзамен на йондан должен давать возможность исследовать то айкидо, которое ученик намеревается привнести в наш мир.
Ученик должен принять на себя ответственность за своё развитие в будущем. Отныне он будет предоставлен сам себе, возможно, человек продолжит тренироваться без наставника. Хотя, безусловно, он будет учиться у старших (а в идеале, и у младших). Поэтому для меня экзамен на йондан – это экзамен личности ученика. Технические способности надо было проверять на предыдущих этапах. Настало время увидеть зачатки мастерства.
http://aikikai.org.ua/grading/
Аттестация в айкидо – гордиев узел? Размышления Стефана Стенудда (часть 2)
Поделиться ссылкой: