Бытует мнение, что метро в Токио - это разрыв мозга и невозможно.Отчасти это так. Лишь отчасти.
В Токио железные дороги, в том числе подземка управляются несколькими коммерческими операторами. Крупнейшие - Tokyo metro (подземка) и Japan Railways (JR lines) - электрички и надземные пути. Все это хитро переплетено, стыкуется на оживленных хабах вроде Shibuya или Shinjuku, летает с огромной скоростью или тащится, останавливаясь на каждой станции.
Во всем этом есть логика. Просто ее нужно понять.
Итак. На одной станции может быть несколько платформ. И на одной платформе могут быть разные линии, а не одна в разные стороны. Линии могут разветвляться, в таком случае вам нужно знать, до какой станции идет поезд. Это пишут на табло на станции, на самом поезде, внутри поезда на информационных табло. Все линии имеют название (например, Ginza line), или сокращенно G и цвет. Станции имеют названия и цифровой код для простоты. Цифры выручат вас везде, даже если вдруг в поезде одни иероглифы - вам надо выходить на G12 - значит, не ошибетесь.
На многих линиях надписи дублированы на английском и остановки также объявляют на английском. Будьте внимательны - у разных компаний могут быть линии одинакового цвета. Схемы метро у каждой компании свои. И линии чужой компании они могут обозначать вообще без цвета, черно-белыми полосками.
Каждый выход на платформу, помимо названия линии, дает вам информацию о направлении. Здесь уже нужно либо знать географию города, либо хотя бы видеть схему нужной вам линии с конечными станциями. И не ворчите, для вас Ueno или Shinjuku значит ровно столько же, сколько для японца Бирюлево-восточное. Придется немножко подумать.
Для проезда нужно покупать билет в автомате или в офисе. Стоимость поездки зависит от расстояния, на входе вы отмечаете билет в турникете, на выходе тоже. Система автоматически расчитывает стоимость. Если у вас разовый бумажный билет, то на выходе турникет его проглотит. Если бесконтактная карточка - снимет нужную сумму и покажет справа на табло, сколько стоила поездка и остаток на карте.
Чтобы купить бесконтактную карту, вам нужно найти автомат, у которого на дисплее будет кнопочка PASMO. Выберите английский язык, нажмите PASMO и выберите "Купить новый билет". Дальше накормите автомат купюрами (учитывая, что залог за карту 500 йен). Рассчитывайте в среднем примерно на 200-250 йен за поездку. Разовый билет тоже продается в автомате. Также его можно купить в офисе у оператора, равно как и бесконтактную карточку.
Пополнение карты происходит также. В том же автомате с меню PASMO выбираете Charge, далее вносите нужную сумму. Не перепутайте, другие автоматы забросят денег на карту, но для проезда в токийском метро они непригодны! Если вам нужна какая-то сложная или дальняя поездка, хороший вариант - зайти в офис продажи билетов и спросить там. По-английски, а что делать :) Клерки кое-как говорят, главное - произнести правильно название станции, если не получается - написать по-английски. По хитрым таблицам они быстро вычислят маршрут и дадут вам исчерпывающий ответ и стоимость билета, напишут все на бумажке, а при желании продадут билет или подскажут его стоимость.
То же самое нужно делать, если вам нужно быть на конкретной станции в конкретное время.
Есть три основных типа городских поездов - local, rapid, express. Local останавливается везде, express - на крупных станциях, rapid - нечто среднее. В ожидании поезда смотрите на табло и схему, там указано, что за поезд сейчас придет и остановки, где он будет тормозить.
Если вдруг у вас возникли проблемы и турникет вас не выпускает (например, вы зашли на станцию, поняли, что ошиблись и пытаетесь пересесть на другую, или не хватает денег на карте) - не стесняйтесь, подходите к клерку возле выхода. Он возьмет ваш билет, проверит его на компьютере и либо выпустит вас, либо скажет, сколько нужно доплатить и возьмет оплату наличными.
В ожидании поезда занимайте очередь - на платформе линиями обозначены места, где у поезда будут двери, все выстраивются и шустро забираются в вагон. В вагонах не принято говорить по телефону, громко разговаривать - вам могут сделать замечание. Возле мест для инвалидов требуется выключать мобильный телефон. Дело в том, что в подземке принято спать. Если спросить токийца, сколько он сегодня спал, и получить ответ "6 часов", это будет означать, что примерно 5 он спал дома и час - в метро. Не пихайтесь - японцы всегда вежливо расступаются, если вам нужно пройти. И пропускайте выходящих сами.
Вещи, если далеко едете, кладите на багажную полку сверху, над сидениями. На эскалаторе стойте слева, проходите справа. На многочисленных лестницах идите по стрелкам - на всех обозначено, с какой стороны держаться. На каждой станции несколько бесплатных туалетов, пользуйтесь на здоровье. В понедельник, планируя поездки по городу, будьте готовы к тому, что поезд легко может задержаться из-за самоубийц. К сожалению, это частое явление.
По утрам в будни, в час пик на центральных линиях бывает весьма плотно. Тогда на помощь пассажирам приходят специальные сотрудники, которые трамбуют людей и держат двери. В целом метро в Токио - быстрый, надежный, местами комфортабельный и несомненно увлекательный вид траспорта. Пользуйтесь на здоровье.
Автор: Алексей Дежнев. Оригинал статьи: можно посмотреть здесь