Ивама – место, где сбываются мечты. Исояма-шихан

Последние две недели были в додзё были переполнены событиями.

Неделю назад состоялся 15-й ежегодный особый семинар Дошу, который имеет просветительско-объединяющую цель. Два дня тренировок, больше 100 человек на татами. Благодаря Инагаки-сенсею в этом году я смогла поучаствовать. Напишу впечатления позже.

В прошлое воскресенье в додзё прошли экзамены. Чуть не отправилась в мир О-Сенсея от усталости, перегрева и обезвоживания, но сдала на второй дан.

А вот в прошлую пятницу мне посчастливилось попасть на тренировку Хироши Исояма-шихана. На этот раз не на камеру для японского телевидения, а по-настоящему.

Предварительно получив разрешение, в пятницу между школой и подработкой поехала в додзё.

И это было восхитительно. Вот прямо каждая секунда тренировки наполнена смыслом.

Начали с классического гяку ханми тай но хенко (тенкан) на счёт. – Не напрягать и не поднимать плечо.

Потом тоже что-то из разряда тай но хенко, но ай ханми. С одной стороны очень непривычное движение для изолированной отработки, с другой стороны мы его используем в ай ханми игими наге и котегаеши, например. – Привести свой центр к кисти, раскрыть ладонью вверх, поворот.

Не получается. Шихан подошёл к нашей паре, взял меня и партнёра за руки: "Делайте!" Не выходит. Шихан поправляет каждую маленькую деталь. Уже чуть лучше. По крайней мере, понятно, куда развиваться.

Следующая тема – кокю-наге. Отработка округлых движений.

Вообще в японском языке есть выражение «стать круглым». Нет, это не о фигуре, а о характере. Когда твой характер «угловатый», ты обо всё бьёшься, получая шишки и конфликты. Со временем характер становится более «круглым». Или не становится :)

Так вот, шихан пояснял, что если движения квадратные, угловатые, то техника выходит неэффективная. Будешь «стукаться» о силу партнёра и в итоге ничего хорошего не выйдет. А если движения круглые, то всё проходит гладко.

Гладко решительно не выходило, несмотря на все усилия по округлению движений.

А теперь делаем под счёт! Ичи! Ни! Сан! …. и так до 10. Считает быстро, только успевай вставать.

Катате дори ирими-наге, три вида входа. Через верх, через низ, и какой-то хитрый, так что ты быстро проходишь и сносишь уке. Вроде, на тренировке получалось, а сейчас вход вспомнить не могу. Тоже под счёт.

На ирими-наге сенсей обычно зацепляет пальцем за точку на шее, от которой глаза лезут на лоб, и сразу же хочется глубоко продышаться. Айки-массаж такой айки-массаж. Приятно ли тебе, девица? Приятно, сенсей.

Ичи! Ни! Сан!..

Я склонна вдумчиво выполнять технику, изучая углы, чувствуя центр свой и партнёра и так далее. Так что такой метод «шоковой» тренировки очень необычен для меня. Но вместе с тем, он как раз мобилизует и заставляет быстро, не раздумывая, применять накопленные знания и навыки

Следующим номером программы сенсей сделал на каждом что-то похожее на сувари вадза кокю-хо ён-кё, только в положении стоя и на одну руку. Все попрыгали от боли, ничего не поняв. Делайте, говорит. Мы попробовали. Ни у кого ничего не вышло. Сенсей говорит, проверял, найдётся ли хоть один человек, кто сможет повторить. Мол, секретная техника: сколько бы он кому не показывал, никто не понимает. Даже после подробных разъяснений получалось ну так себе.

Действительно, сколько ни смотри со стороны, пока на себе не почувствуешь, нет даже малейшего шанса понять технику. Можно повторять движения, имитировать форму. Но если содержание не то, смысла в воспроизведении только формы особо нет.

Все эти глобальные принципы и маленькие детали. И да, трудно понять, когда не знаешь, на что именно обращать внимание.

Ещё поразительно то, насколько быстро сенсей двигается. Как будто он таки использует телепортацию для перемещения из одной точки в другую.

Говорит, одним из основных развлечений в послевоенной Японии было пойти подраться с пацанами с другого района. Так что неудивительно, что двигается он настолько молниеносно. Всё дело практики.

Увидев, что я слишком рано захватываю руку на иккё, Исояма-сенсей сказал мне сделать захват уширо рёте дори. Оказалось, там я тоже захватываю руку слишком рано. Прежде чем я успела хоть что-то понять, я уже валялась на татами от никё. Когда он успел?

Исояма-шихан говорит, что он придерживается классического айкидо. Такое, которое работает в реальной схватке.

Ещё он рассказал байку о том, как на каком-то семинаре о-сенсея попросили показать тайные продвинутые техники. О-сенсей сказал «хорошо» и на следующий день на тренировке показал базовые-пребазовые вещи. Мол, в кихоне (базовых техниках) и заключаются все секреты.

В пятницу на тренировке на татами были студенты уровня 5 кю, 1 дан, 4 дан и, кажется, 5-6 дан. Когда говорили с шиханом о методах обучения, он обратил особое внимание на то, что имеет смысл показывать детали небольшими порциями и соразмерно уровню студента. Иначе будет слишком сложно, и ничего в голове не осядет.

Принцип наглядности, принцип посильности. Прямо как на занятиях по методике преподавания.

Надеюсь, что ещё выпадет шанс поучиться у сенсея не только переводу с японского на английский и обратно, но и айкидо.