Семинар Сейширо Эндо (8-й дан айкикай)

Сходил на семинар Эндо Сейсиро - шихана Хомбу Додзе (8-й дан айкидо айкикай) 9-13 июля в Москве. Мне предложили посмотреть на айкидо "с другой стороны" и, похоже, это того стоило — впечатления, конечно, уникальные.

Перед семинаром я пытался смотреть ролики с Эндо сенсеем и, мягко говоря, несколько удивился — как он это делает вообще? Что там происходит, почему эти люди от легкого касания даже без захвата летают туда-обратно? Пришел к выводу, что это такая взаимная договоренность — бегать за рукой сенсея, что бы он ни делал, тем более что в одном из роликов он прямо говорит об этом: "Существуют люди, которые не двигаются, предпочитая стоять как статуи. Я не хочу иметь с ними дела"

В реальности все оказалось и так и не так одновременно. Во первых, первые половина-треть тренировок, на которых я был, были посвящены правильному распределению усилия: не за счет сокращения мышц рук и плечей, а объединением всех мышц вплоть до пальцев ног в некую единую конструкцию. Эндо сенсей называл это "устремлением", когда, скажем, вместо разгибания руки вниз надо всем телом "стремиться" вниз: сопротивляться такому движению будет практически невозможно. А это, ни много ни мало, та самая работа "животом", "центром" и прочие образы, призванные объяснить начинающему (без особого успеха, впрочем), каким образом заведомо слабейший противник может выиграть в силовом, казалось бы, взаимодействии.

А далее это принцип сохраняется при практически незаметном со стороны контакте уке и тори. В котором, однако, присутствует то самое натяжение, причем связанное (в идеальном случае) с центрами масс партнеров. В результате сдвигаясь или сдвигая уке относительно вектора его давления можно управлять им примерно так, как это показывается в роликах. При этом не имеет никакого значения, какую именно технику делать — это вытекает из текущего положения партнеров настолько естественно и просто, что к такому подходу оказалось элементарно привыкнуть. Его, откровенно говоря, иногда стало даже не хватать на обычных тренировках.

Резюмируя можно сказать, что именно это поразило меня больше всего: насколько с другой точки зрения можно говорить об одних и тех же вещах, при том, что содержание этих вещей остается совершенно неизменным. Несмотря на то, что в каждая рассмотренная техника демонстрировалась с отличиями, причем порой значительными, от устоявшегося варианта, было совершенно очевидно, что за ними стоит то же самое айкидо. Идею которого обильно комментирующий показ техник Эндо сенсей передал весьма лаконично: "Когда я чувствую давление партнера у меня есть масса вариантов реакции, в то время как партнер действует только в одном направлении. Однако будьте осторожны, в момент, когда вы начинаете делать что-либо, вы меняетесь местами".

Если рассказывать более детально, то на четырех тренировках семинара, на которых мне удалось побывать, рассматривались следующие техники:

Вторник вечер: Ушира вадза

Началась тренировка с выпрямления вниз согнутой в локте руки, которую крепко держит за предплечье партнер. Просто за счет разгибания локтя этого сделать не получится, необходимо плотно сведя лопатки соединить воедино мышцы руки, спины и груди и за счет общего движения вниз (с подъемом грудной клетки) легко выпрямить руку.

После некоторой практики перешли к следующей части: выпрямление руки одновременно смещаясь вперед или назад. За счет естественного поворота предплечья в этом случае удержать его становится гораздо труднее, однако важно не поддаться на легкость и продолжать подключать движению все тело.

А далее используя рассмотренные движения делали икке от ушира катате дори, причем довольно нетипично, вместо мощного выведения рук перед собой с последующим подъемом Эндо сенсей поступал совершенно иначе: выпрямив руки "устремлением вниз" оставив руки сзади делал резкий кайтен, в результате которого одна из удерживаемых рук оказывалась перед телом. далее эту руку вместе с рукой удерживающего следовало поднять вверх (опять же связав воедино усилия руки и корпуса, подробно на этом движении останавливались на следующий день) и, сделав кайтен в обратную сторону пройти под рукой, выйдя таким образом на позицию для выполнения техники.

Среда утро: Ката дори

Техника от заквата за плечо в исполнении Эндо-сенсея не так значительно отличается от традиционной, не считая, разве что, его непременного акцента на контакте центров напряжения партнеров через практически невесомое касание. Причем касание без захвата за кисть, практически вся тренировка была посвящена отработке ухода с вектора атаки и подъему руки, за плечо которой был совершен захват таким образом и под таким углом, чтобы рука нападающего согнулась и локоть вышел вверх.

Разбив это движение на несколько фаз и отработав их по отдельности закончили тренировку отработкой икке/никке/санке от этого хвата.

Среда вечер: Морате дори

Тренировка началась с необычного "проваливания" вперед и назад между двумя крепко держащими за предплечья локтями вверх партнерами. Чтобы протиснуться через тесно замкнутое пространство требовалось очень активно работать плечами и спиной, выводя плечевые суставы высоко вверх и отводя потом назад. Это, опять же, напрямую совпадает с нашими попытками на тренировках перенести нагрузку с рук и плечевого пояса на спину.

Далее отрабатывали броски одного партнера из этого же положения вперед и назад за счет ухода с линии и используя это же движение для броска. Возможно в обычной ситуации это и не сработало бы, однако после практики улавливания центра тяжести партнера и понимания его движения бросок действительно получается вполне понятным и четким.

После этого перешли на традиционные генкей кокю наге от этого же хвата двумя руками за предплечье. После практически невесомого сгиба руки за счет сокращения дистанции, рука как единое целое с корпусом поднимается вверх до уровня шеи оппонента и за счет ее распрямления и кайтена осуществляется бросок. Мне лично показалось, что рука при этом до конца не выпрямляется, не крутится в плечевом суставе и ладонь остается обращенной вверх, то есть изначальная основа движения в виде обхвата шеи оппонента пропадает полностью.

Закончили тренировку кокю наге от того же хвата, но с двумя партнерами. Здесь надо было использовать много принципов, усвоенных на предыдущих занятиях, удавалось не всем, лично у меня, например, не выходил финальный бросок - выходило что-то не то, вероятно из-за неправильно выбранного угла перед броском.

Четверг утро: Укомен-учи

Четверг начали с отработки атаки екомен учи - удар должен идти так, как будто он не встречает сопротивления, при этом движение должно быть "целым", задействующим все тело. Идея стала ясна после разбивки на пары: именно при таком ударе атакующий создает давление, необходимое для правильного выполнения техники. И при встрече такого удара как с отшагом, так и при прямом входе создается то самое взаимодействие центра масс партнеров, которое при желании поворачивается в любую технику.

Отработав по фазам сихонаге от этой атаки перешли к другим броскам, а также к техникам удержания, которые, как мне показалось, Эндо сенсеем вообще не слишком регламентируются – делай что придется. Причем постепенно воздействие партнеров друг на друга становилось все слабее и слабее, вплоть до неуловимого контакта плечами, а под конец тренировки сенсей показал полный набор техник от совсем уж диковинного контакта спиной. И, надо заметить, в зале такой фокус не получился практически ни у кого.

В четверг вечером тренировок не было, в пятницу и субботу в рамках семинара проходило еще несколько занятий, но у меня не было возможности их посетить, тем более что они больше относились к организаторам мероприятия – экзамен на даны, торжественный ужин и т.д. Но оглядываясь назад я понимаю, что и посещенных тренировок хватило чтобы понять массу моментов, которые, казалось бы, много и всесторонне проговаривались и до этого. Похоже такая необычная точка зрения очень полезна для того, чтобы все эти элементы уложились в целостную картину.

-------------------------------

Рубен С уважением,

Рубен Александрович Петросян