У меня грустьтоскапечаль, ибо уже почти два месяца я не могу тренироваться из-за кожного заболевания.
Казалось бы всего лишь кожа, но вот проблема, кожа стоп и кистей. Так что вы тоже следите за здоровьем, дорогие мои.
Кстати, в японском языке есть слово «ドクターストップ、докута:сутопу» (доктор стоп). Это значит, что ты не можешь что-то делать, например, пить, курить, переедать или заниматься спортом, потому что доктор запретил.
Так что я теперь хожу вечером по четвергам смотреть тренировки Инагаки-сенсея. Это называется «見取り稽古、миторигейко» (смотреть+брать+кейко).
Кстати, само слово «кейко» - это занятие традиционным искусством. Это понятие гораздо глубже чем «トレニンーグ、торе:нингу» (спортивная тренировка) или «練習、ренсю: » (упражнения, практика, спортивная тренировка). Видно, что сенсеев сильно коробит, когда эти слова употребляются вместо «кейко».
Возвращаемся к Инагаки-сенсею. Вечером он преподаёт технику без оружия. На прошлой неделе он закончил цикл уширо рётэ дори кокю наге. Я не могу вспомнить точно, сколько видов. Позор на мою крашеную голову. Я смогла вспомнить 13, но уверенности нет. Инагаки-сенсей обычно разделяет техники на категории, например по входам или схожим движениям.
Так вот, сижу я и смотрю, как божественно прекрасна его техника. Если бы я не знала ничего об айкидо, я бы подумала, это какой-то перфоманс. Очень плавно и эстетично. Strong but soft (сильная, но мягкая), как часто говорят о его технике англоговорящие.
Если бы у меня не было опыта ассистирования Инагаки-сенсею, я бы подумала, что люди сами уходят в страховку. Он обычно доводит уке до неравновесного состояния, а потом даёт возможность состраховаться, а не пытается пробить тобой татами.
Хотя иногда бывает, что сенсей увлекается, особенно если уровень уке позволяет, и тогда надо вот очень быстро и технично страховаться. Хотя на девочках он обычно выполняет технику мягко и заботливо. The gentleman of Aiki.
Когда я смотрю технику, я со свойственной мне дотошностью стараюсь подметить мельчайшие детали, так как к общему рисунку и специфическим особенностям я уже более-менее привыкла. И всё же сенсей не устаёт меня поражать.
25 мая состоится ежегодный Смотр Айкидо Всея Японии, «全日本合気道演武大会、дзен нихон айкидо эмбу тайкай». В народе просто Эмбукай или Дзэннихон. Инагаки-сенсей в этом году не участвует из-за семинара в США, да и вообще организацией в основном занимаются остальные сенсеи. Во время просмотра отработки показательного выступления сенсей сидел вместе с неучаствующими студентами в коридоре перед залом.
Завёл со мной разговор о всяком. А потом внезапно говорит: «А сделай-ка мне иккё». (Это первая техника показательного). Я сначала впала в ступор и ошарашенно на него посмотрела, не шутит ли. Нет, не шутит. Попыталась выполнить технику, получилось ровным счётом ничего. После нескольких попыток сенсей выполнил на мне технику «как надо», а потом «как это делала я». Точка приложения в районе сгиба локтя различалась всего лишь на сантиметр. А разница – либо вообще никакого эффекта, либо я не могла противодействовать движению, как бы я не сопротивлялась. А я честно старалась заработать синяк, чтобы запомнить место.
Один сантиметр, Карл!!!!
Дал мне попробовать на себе. После некоторых поисков вроде получилось что-то внятное. По крайней мере, как мне показалось, сенсей остался доволен. Говорит: «По видео такому не научишься, да?»
Какой там по видео! Даже просто при просмотре техники на тренировке таким важным мелочам не научишься. В качестве шпаргалки записи техники, безусловно, помогают. Сколько прекрасных вечеров я провела с Сайто-сенсеем… И сколько всего я потом исправляла по приезде в Ивама… Тогда я поняла, что без реальных тренировок с реальным сенсеем, реальными объяснениями и реальными исправлениями, айки-видео имеют разве что эстетическую ценность.
Исояма-шихан тоже касался этой темы. Мол, насмотрятся в ютюбе показательных с гансеки-отоши, а потом ломают своих уке о татами. Потому что повторяют только форму, а не содержание. Не понимают, как выполнить технику максимально безопасно для партнёра. Я так подозреваю, что сенсей тоже не сразу понял.. только тсс…
И тем печальнее слышать от знакомых японцев, что у них в их додзё нет практикующих и объясняющих даже просто тачи дори, дзё дори и дзё наге. Поэтому при подготовке к экзаменам им приходится прибегать к услугам Гугл-сенсея.
Или того хуже, сенсей сам учит техники исключительно по гуглу. И тут ты понимаешь, что что-то в айкидо пошло не так. Полный конец настанет, если японцы запустят всё настолько, что придётся восстанавливать знания о техниках с оружием в айкидо с помощью сенсеев из иностранщины.
Как бы мне склонить как можно больше местных японцев к айкидо?