В этом году по всей префектуре Ибараки проходит большой спортивный фестиваль, в рамках которого проводятся соревнования по различным видам спорта и будо.

Так как в классическом айкидо соревнований нет, 25 августа были организованы показательные выступления додзё, входящих в Федерацию Айкидо Ибараки; а так же сенсеев и учеников Ибараки Сибу (Шибу) Додзё, то есть нас. Плюс показательные иностранных гостей. Завершал мероприятие своим выступлением Дошу.

Подготовка началась сильно заранее. Определиться с участниками надо было примерно в конце мая - начале июня. Генеральную репетицию проводили в конце июня в ивамском будокане. Вообще там каждый год осенью проводятся показательные выступления Ибараки. Но со стороны зрителей обычно не бывает. 

В этот раз был организован настоящий фестиваль у нас в додзё. Со сценой, аппаратурой, сидячими местами для публики, уголком информации и даже палатками с едой, мороженым и айкидо товарами. 

Ивама входит в территорию города Касама. А Касама славится своими каштанами. У Инагаки-сенсея, кстати, своё маленькое производство каштанов под маркой «Айки-марон» (Айки-каштан). И не могу не отметить, печёные каштаны его производства мне понравились больше, чем раскрученные касамские.

Шатры начали возводить за неделю до фестиваля, и это совершенно преобразило додзё. Таким я его ещё не видела. И скорее всего никогда не увижу.

За два дня до мероприятия в додзё прибыла сборная команда Международной Федерации Айкидо (IAF) из Европы, Австралии и Египта. Классные ребята. Помимо самих выступающих приехали несколько человек из верхушки федерации. Оказались очень милыми и интересными собеседниками.

В воскресенье примерно к полудню приехал мой уке, Сузуки-сан, для последней репетиции. Последнее время мы всё никак не могли совпасть, поэтому буквально до прошлого четверга наше выступление находилось в стадии грубого наброска. 

В четверг  же оказалось, что я совершенно не понимаю четвёртое кокю-наге. Вот прям от самого начала до самого конца каждый момента я делала его неправильно. Так что после тренировки мы ещё часа полтора отрабатывали шесть кокю-наге. Половину времени потратили на четвёртое.

Ещё одна короткая репетиция в субботу. Вроде норм, но что-то не так. Не могу понять.

И вот, за 3 часа до выступления вскрывается ещё одна большая ошибка на четвёртом броске. И тайминг. Я слишком тороплюсь.

Практически проговариваю про себя.

Правая рука защищает голову по центральной линии. Кокю. Одновременно правая нога выступает вперёд сразу на разворот. Не прямо, а пересекая центральную линию по диагонали. Сразу ставить ногу в подготовку для разворота. Разворот, вес тела на задней ноге. Плечи в сильный наклон: правое наверху, левое внизу. Не гнуть спину, не смотреть вниз. Перенос веса на переднюю ногу (моё самое последнее исправление), одновременно с этим разворот ступни в подготовку для разворота. Ныряем между руками партнёра. Не гнуть спину, не смотреть вниз. Разворот. Смотрим с партнёром в одном направлении. Поднимаем руки, защищая голову по центральной линии. Кокю. Всё время кокю. Правая рука уходит под локоть партнёра, вытесняя его. Кокю. Бёдра. Зансин (заншин).

Полдень. Жара. Можно мне мороженое? - Получишь после выступления.

Начало фестиваля в 5 вечера. Часам к 4 стали собираться участники и зрители. Несколько раз встречала реакцию «Ой, её ж по телеку показывали».

Церемония открытия. Много речей на официальном японском, и я их даже почти понимаю.

Внезапно из толпы выныривает моя китайская одногруппница с двумя девчонками из соседнего класса. Мне очень приятно. 

Замечаю в толпе сидящих портрет Ватахики-сенсея. Хочется плакать. Его очень не хватает в додзё.

Начинается первое отделение выступлений. Первым выходит Инагаки-сенсей: кен тай здё и куми здё. Кен тай здё – как раз то, что сенсей показывал на последних двух тренировках.

Далее детские выступления перемежаются шиханскими. 

Ториде додзё. Адские парни, очень сильные и техничные. Их руководитель – Исояма-шихан, но он в этот раз не выступал. Показывали тачи-дори с настоящим мечом. Очень впечатляюще. 

Хочу как-нибудь попасть к ним на тренировку.

Скоро наше выступление. Продвигаемся за сцену. Повторяю про себя. Правая рука. Бам. Разворот. Раз-два. Пошла. Захват за шиворот. Бам. Рёте-дори, левая впереди. Бам. Разворот. Раз-два… 

Уже совсем перед выходом на сцену меня окликнула моя самая классная школьная преподаватель. Пришла с супругом посмотреть. Так трогательно. Спасибо вам.

Выступаем тремя парами. Тема: женская самооборона.

Выходим на сцену. Выстраиваемся. Если б не Сузуки-сан, я бы обязательно ошиблась с построением.

Сначала выступают Мияке-сан и Тобита-сан в повседневной одежде. Тобита-сан порывается завладеть сумкой Мияке-сан. 

Затем выходят Ёкояма-сан и Хонда-сан. Хонда-сан играет роль маньяка с ножом. Параллельно с ними выступаем мы.

Темой нашего выступления с Сузуки-саном я выбрала домашнее насилие. Заодно закрыла личное психологическое.

Долго пришлось разъяснять Сузуки-сану, что нужно делать, чтобы не только японская публика, но даже Станиславский поверил. И у него в итоге получилось очень реалистично. Мне было действительно немного страшно, когда он шёл на меня.

Правая рука, катате. 1-й бросок. 

Разворот. Раз-два. Пошла. Тянет назад за ворот и волосы. 2-й бросок. 

Обе руки, рёте. Левая нога впереди. 3-й бросок.

Разворот. Раз-два. Пошла. Толчок сзади за плечи. 4-й бросок. Почти чисто.

У Сузуки-сана совсем озверевший вид. Прямо как я просила.

Захват за ворот. Делаю несколько помарок на входе. 5-й бросок. 

Разворот. Раз-два. Пошла. Хватает сзади за плечо чуть выше локтя, разворачивает меня рывком. (Несколько раз видела в японских сериалах, поэтому решила вставить защиту от такой атаки.) 6-й бросок. На развороте вывожу партнёра из равновесия. Тут он мне подыграл: над кузуси (кузуши) мне ещё работать и работать. Рука вместе с этим летит ему под челюсть. Заншин. Замереть, пока уке не поднимется.

Разойтись так, чтобы не свалиться со сцены в звукачей. Построение. Поклоны. Уход со сцены.

Всё закончилось. Мы молодцы.

Исояма-шихан потом сказал, что у нас отлично вышло. Когда он скрылся, я прыгала от радости и облегчения.

Выступление длилось одну минуту, но мы его отработали с полным киаем.

Вот ты выходишь на татами перед сенсеями с одной стороны и кучей зрителей с оставшихся трёх. Дошу, Исояма-шихан, Инагаки-шихан, остальные сенсеи; мер города Касама и ещё кто-то из администрации. Ребята из Международной Федерации Айкидо (IAF) с кучей камер. Школьный сенсей и друзья, пришедшие посмотреть. 

А потом всё это исчезает. И остаёшься только ты, уке, татами и киай. Да, всего одна минута, 6 техник. Да, ещё учиться и учиться. Но я чувствую, что я показала лучшее, на что способна на моём нынешнем уровне.

И у меня самый лучший уке.

И мы с Ёкоямой-сан получили по мороженому. Настоящее летне-фестивальное настроение. ))))))))

Групповое выступление додзё проходило предпоследним. Я замещала товарища, который внезапно не пришёл. С техникой всё более-менее, таки кихон. А вот построение моя пара завалила. 

Затем пришёл черёд команды IAF и учи-деши по имени Ноа. Она первый человек, от которого я услышала, что он очень любит коши-наге. И её исполнение броска через бедро действительно красиво.

Когда Дошу вышел на сцену, начал накрапывать дождь. К завершению он превратился в сильнейший ливень. Но это было незабываемо. Очень элегантно и в некоторой степени даже романтично. Впервые видела выступление Дошу так близко, да ещё и под шум дождя и стрёкот цикад.

А дальше был ливень с громом и молниями часа на три. Очень красиво, если при этом не надо выходить на улицу.

Так что банкет по поводу успешного проведения фестиваля пришлось проводить прямо на сцене в условиях, близких к экстремальным. Это было даже весело с нотками стихийного безумия.

Дождь закончился ровно после того, как всех сенсеев развезли по домам и завершили уборку.

На следующее утро в газете Ибараки напечатали небольшой отчёт о фестивале. К большому удивлению, использовав фото не Дошу и не сенсеев, а моё. Интересно, чем руководствовалась редакция. За то будет, что внукам показать. :)