1. Вылет из Москвы. JAL или Аэрофлот?

Айкидо Хомбу Додзе для каждого практикующего айкидо сравнима с Меккой для исповедующих Ислам.

Побывать в нем - если не обязанность, то уж цель или мечта - точно. Возможных способов реализовать мечту - масса. Самый простой - купить туристическую путевку или воспользоваться услугами туристического агенства и составить индивидуальный план поездки.

Хотелось, однако, пойти несколько другим путем и приехать в Хомбу Додзе самому. Без сопровождающих, трансферов, навязанных экскурсий и т.п.

Записки эти - отчет о такой поездке. Если они помогут кому-то решиться и повторить эту авантюру - будет хорошо...

Вылет из Москвы возможен двумя авиакомпаниями: японской JAL и российским "Аэрофлотом".

В марте 2009 года я уже летал в Токио и из Токио "Аэрофлотом". В этом году решил попробовать воспользоваться услугами JAL.

Билеты японской авиакомпании дороже примерно на 10 - 15%. Обычно при стоимости билета "Аэрофлота" порядка 30 000 руб. в кассах японской компании Вы оставите около 35 000. Стоит ли "овчинка выделки"? Опишу только свои ощущения. Каждый скорее всего решит для себя сам, как спланировать собственную поездку.

Эту записку пишу из Токио. Вчерашний день - перелет и отдых. В общем могу заметить, что 9 часов от Москвы до Токио в самолете JAL дались легче.

Рост у меня немаленький, вес и габариты - соответствующие. Усесться в обычное кресло обычного ряда эконом-класса - комфорт несколько сомнительный. Ноги деть особенно некуда. Повернуться как-то по-другому - проблема. Тело затекает и сделать с этим что-либо не представляется возможным. Более или менее выход - брать кресла в 1-м ряду каждого отсека - там ноги можно вытянуть хотя бы...

Вроде бы и "Аэрофлот" и JAL используют для полетов самолеты Boeing. Однако маленькие приятности при использовании японской компании полностью меняют ощущения от полета.

Кресла показались чуть-чуть более удобными. В каждом кресле - обязательная маленькая подушка и плед. В спинке переднего кресла - монитор компьютерной системы. Все вроде одинаково.

Однако в "Аэрофлоте" вам выдадут маленькие одноразовые китайские наушники, которые вставляются в уши. Работают они из рук вон плохо. Звук отвратительный. Уши у меня, например, от них здорово болят. Звук двигателя они не глушат и иногда, чтобы услышать фильм, приходится прижимать их к ушам пальцами. Если фильм идет полтора часа - раздражает ужасно. Провод наушников ломается и перетирается мгновенно. Стоит неловко повернуться - один наушник не работает.

В передних креслах JAL - упакованные в полиэтилен обычные наушники с дужкой. В уши не вставляются. Провод - обычный. Довольно качественный. Пару раз неловко встал, уронил на пол - ничего. Звук громкий даже избыточно, а если учесть, что надетые наушники приглушают звуки салона - так вообще супер.

Мультимедийная система в JAL - гораздо более продвинутая и, главное, нормально работает. В самолетах "Аэрофлота" компьютер, управляющий системой, несколько раз перегружали и приходилось лицезреть стандартный запуск Red Hat Linux. Вроде ничего, если бы это не случалось на середине просмотра фильма.

С другой стороны - в JAL русскоязычным пассажирам, не владеющим иностранным языком свободно, не так уж много и предложат. Из двух десятков фильмов на выбор порядка 70% - только на европейских языках. Фильмы с русским переводом можно пересчитать по пальцам. Тем не менее - "Аватар" посмотрел с удовольствием, пару десятков музыкальных каналов - тоже есть.

Еда, которую Вам предложат в самолете, и в той, и в другой компании более или менее одинакова. Однако девушки из JAL будут бегать по салону и предлагать напитки чаще. И самих напитков Вы сможете выбрать больше. Кроме японского зеленого, европейского черного чаев, кофе и соков Вам предложат также белое столовое вино, ХОЛОДНОЕ (!) баночное японское пиво, и ХОЛОДНЫЕ (!) маленькие бутылочки саке. Не знаю кому как, но для меня выпить ледяного вкусного пива в полете - многого стоит.

Для тех, кто везет с собой какой-либо груз, немаловажным обстоятельством будет то, что в JAL Вы сможете провезти вдвое больший вес: 40 кг вместо 20-ти в "Аэрофлоте". В этой поездке группа коллег летела на чемпионат по Кюдо и везла с собой японские луки, стрелы и аммуницию. Вес - немаленький. Габариты - тоже.

И последнее: у одного из коллег при перевозке был поврежден чемодан. Не полностью сломан, но угол смят и оторван. Очевидно, при погрузке-разгрузке. Возможно - и постарался кто-то. Ситуация прямо скажем - очень неприятная. Сам я тоже здорово задумался о покупке пластикового жесткого чемодана для поездок такого рода.

В аэропорту Токио парень обратился с жалобой в JAL. После 5 минут разговора и осмотра поврежденного чемодана ему объяснили, куда можно подойти для разрешения проблемы. В службе, куда он обратился, чемодан был СРАЗУ НА МЕСТЕ ЗАМЕНЕН БЕСПЛАТНО. Взамен он получил чуть меньший по объему, но аналогичный по функциям и абсолютно новый.

Делайте выводы...