Сю Ха Ри ( Shu Ha Ri 守破離 ) - это формула освоения искусства. Не только боевого. Это скорее некое обобщение закономерностей правильного изучения любой дисциплины.
Для того чтобы осветить эту тему я процитирую несколько уважаемых и сведущих людей.
Вот как пишет об этом Алексей Михайлович Горбылев в своей работе «Становление концепции ката в традиционной японской культуре»: «Рассматривая же ката расширительно, выделяют еще сложносоставные ката (фукуго-сарэта ката), которые представляют собой синтез базовых простых ката или стандарт какого-либо сложного процесса или явления. В этом смысле в качестве ката рассматривают стандартный принцип деления пьесы театра Но на три части дзё-ха-кю (вступление-перелом-внезапная развязка); структуру процесса обретения мастерствав чайной церемонии или театре Но, которая описывается формулой сю-ха-ри (хранить приверженность - разбить ограничения шаблона - отойти от шаблона) и т.д.»
В сочинении известного мастера меча XIX века Тиба Сюкаку «Кэмпо Хисэцу» («Секретные ключи к фехтованию мечом») предлагается следующее толкование этой формулы: «[В фехтовании мечом] существуют такие понятия как сю, ха и ри. Сю, или мамору 守 означает «хранить верность сущности избранной школы», «соблюдать сущность школы». Это означает атаковать противника, не нарушая боевых изготовок данной школы... Ха, или ябуру 破 - «разбивать», «нарушать» и др., означает, что фехтовальщик не должен «цепляться за сущность» [избранной школы] и [подняться] на следующую ступень. Ри, или ханаруру (совр. ханарэру) 離 - «отделяться», «отходить» и др., означает «отойти от сю и ха, которые описаны выше, и в состоянии «безмыслия» (мусо 無想) подняться выше и достичь уровня, выше которого уже ничего нет. Значения иероглифов сю, хи и ри нужно очень хорошо прочувствовать, ибо это важнейшие этапы практики [фехтования]».
А вот как говорит об этом в интервью Эндо Сэйсиро, 8 дан, сихан Айкикай Хомбу Додзё (источник на сайте Клуб Айкидо МАИ) «Я хотел бы привести цитату из книги «Ката» («Формы») Рёэна Минамото и проследить процесс, с помощью которого мы овладеваем «формой».
Существует концепция: «Сю» — оставаться, «Ха» — разрушать, «Ри» — свобода, — которая объясняет, каким образом меняется связь человека с «формой» по мере роста его мастерства.
«Сю» — это этап, на котором мы добросовестно следуем форме и пытаемся овладеть основами мастерства. Это так называемая стадия обучения. Раз уж наши предшественники, прилагавшие все усилия для достижения совершенства и искавшие его путем проб и ошибок, создали эти формы, то для нас естественно следовать этим путем. Поэтому мы неизбежно пытаемся вписаться в готовые формы и тренируемся в их рамках.
Но как бы хороша ни была форма, каждый человек неизбежно находит в ней элементы, которые его не устраивают, потому что любая форма была создана другими людьми с другими способностями, физическими особенностями и жизненным опытом. Поэтому при углубленном изучении формы естественно возникают трудности. На этой стадии может возникнуть желание оторваться от формы, разрушить форму, которой мы овладели. Это стадия «Ха».
Однако состояние «Ха» не может продолжаться долго, потому что такое действие не питается творческим духом. Чем больше разрушается форма, тем сильнее мы ощущаем пустоту. Мы обнаруживаем, что оказываемся в плену формы даже в тот момент, когда пытаемся ее разрушить. И появляется желание освободиться из этого плена и действовать с истинно освобожденным сознанием. Достигнув этого, мы входим в стадию «Ри».
«Ри» — это стадия создания новых форм, когда ты готов к этому. На этом этапе ученик уже забыл о форме и исполняет нечто, чего нет в готовых формах.
Число изучающих айкидо растет с каждым годом. Все больше становится людей с длительным стажем тренировок.
Начинающие, конечно, находятся на стадии «Сю», но что сказать о тех, кто занимается уже давно? На каком этапе находятся они?
На стадии «Сю» человек излишне прилежен, здесь легко свести все айкидо к одним названиям.
На стадии «Ха» он беззаботен, легко может запутаться.
А на стадии «Ри» он самонадеян, и ему трудно избавиться от тревоги.
И еще процитирую интересную статью «Сю Ха Ри: три стадии обучения (и немного Ницше)» (оригинал статьи на сайте dev.by):
Стадия "Сю" полностью посвящена подчинению. Обучаемый должен строго следовать существующим правилам и принципам, не отклоняясь ни на йоту. В боевых искусствах, эти строгие принципы представлены в виде ката - серий движений, созданных мастерами "Ри". Ученик должен запоминать существующие правила даже если он не до конца понимает, для чего они предназначены.
Стадия "Сю" предполагает наличие учителя, который будет направлять обучаемого и предотвращать запоминанием им неправильных правил и концепций. Забывать ошибки, зазубренные на шаге "Сю", очень сложно. Дополнительной обязанностью учителя на этой стадии является определение ее конца для этого ученика. Необходимо вовремя заметить конец этой стадии: ее слишком раннее окончание означает, что обучаемый не узнает каких-либо базовых концепций, а ее слишком позднее окончание - что ученик может разочароваться в предмете из-за того, что ему не дают вносить свои уже назревшие предложения.
Для облегчения обучения необходимо, чтобы изучаемые принципы были легко применимы, и - что более важно - они должны действительно работать. Они должны предоставлять ощущение чего-то завершенного, слитной совокупности действий, которые обязательно приведут к поставленной цели.
Пошаговые обучающие материлы являются хорошим примером знаний, даваемых на шаге "Сю". Они обычно хорошо структурированы, ведут к определенному результату и не допускают отклонений - именно то, что необходимо.
После изучения достаточного количества ката или обучающих материалов, ученик начинает понимать смысл, заложенный в них, причину, почему все именно так, а не по-другому. Учитель должен вовремя заметить этот момент осознания и разрешить обучаемому вносить свои изменения в ранее нерушимые последовательности - это и есть начало перехода в стадию "Ха".
Когда ученик достигает стадии "Ха", он уже знает все необходимые основы и может чувствовать и понимать их истинную природу.
Теперь он обладает достаточным знанием, чтобы отойти от канонов и улучшить имеющиеся знания.
Любое изменение, создаваемое обучаемым, может быть хорошим или плохим - в зависимости от контекста. Обязанности учителя на данной стадии становятся куда более важными: он должен обучить самого ученика понимать что есть хорошо, а что плохо. Все созданные изменения должны лежать в той же области, что и оригинальные знания - ученик не должен должен отрицать уже существующее, он должен только улучшать их в такой степени, что основа должна еще хорошо узнаваться.
Например, изменения в ката могут вылиться в новую комбинацию ударов ногами, которая хорошо вписывается в общее полотно движений.
Эта стадия длится дольше, чем стадия "Сю", но в конце обучаемый полностью понимает всю природу изученных основ и созданных им изменений, видит цели, которые ему необходимо достигать и, наконец, приходит к тому, что он не связан никакими знаниями - он может на их основе творить что-то свое.
В этот момент учитель должен освободить ученика от обучения - он наконец достигнул стадии "Ри".
Стадия "Ри" - последняя стадия в обучении - и по сути, она бесконечна. Обучаемый полностью понимает все, изученное на шаге "Сю" и созданное им на шаге "Ха", внешняя оболочка растворяется и знание становится частью персоны - он больше не связан правилами и концепциями.
Ученик становится мастером - и сам может быть учителем.
Для человека стадии "Ри" нет определенного способа достижения цели - есть только цель, проблема, которую необходимо решить. Мастер просто движется к этой цели и предпринимает все необходимое для ее достижения. Он может использовать изученное ранее или что-то абсолютно новое - это просто не имеет значения.
В ката стадия "Ри" представляет собой такое состояние бойца, когда ката просто нет. Есть только дух ката в человеке, чего четкое представление в духе и теле, и мастер может использовать его для достижения цели.
Казалось бы - а причем здесь, в контексте древняпонской мудрости, Фридрих Ницше? :)
Однако, изучение следующей цитаты из "Так говорил Заратустра" объясняет все:
Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев. Эти три образа - верблюд, лев и ребенок - и есть стадии Сю Ха Ри!
Судите сами.
Верблюд описывается так: Что есть тяжесть? -- вопрошает выносливый дух, становится, как верблюд, на колени и хочет, чтобы хорошенько навьючили его. […] Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.
После длительных странствий (изучения основ через подчинение - "Сю"), верблюд осознает необходимость развития и становится львом.
Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне. […] Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть господином и богом? "Ты должен" называется великий дракон. Но дух льва говорит "я хочу". […]
Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержный и почтительный? Создавать новые ценности -- этого не может еще лев; но создать себе свободу для нового созидания -- это может сила льва.
Лев завоевывает себе свободу для созидания ("Ха") и становится ребенком.
Но скажите, братья мои, что может сделать ребенок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребенком? Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения. Ребенок может творить на основе того, что для него завоевал лев. Ребенок созидает - что представляет собой стадию "Ри".
Принцип трех стадий обучения также встречается и в китайской культуре. В ней начальной стадией является Земля, средней - Человек, а финальной - Небо. Человек выступает как среднее между полным подчинением и полной свободой.
Статья взята с сайта: http://www.heiho.ru. Благодарю владельца сайта за разрешение использовать материалы.