Стефан Стенудд, 7 дан Айкидо Айкикай, шихан, президент шведской федерации будо, размышляет над такой проблемой как аттестация в айкидо. Ну и мы вместе с ним.
В айкидо нельзя завоевать медали, поскольку мы не проводим соревнования. Но есть некоторые показатели уровня мастерства. Степени кю/дан.
В идеале, эти степени не должны использоваться для сравнения одного айкидоки с другим. То есть, аттестация в айкидо – ничто иное как признание того, насколько далеко айкидока продвинулся по своему собственному пути, в соответствии с индивидуальными особенностями и своей личной историей. Однако реальность такова, что в степенях кю/дан заложено некоторое зерно относительной крутизны. Убрать это индикатор уровня из семантики – и степени потеряют всякую ценность для большинства практикующих. Всё это очень сложно.
Моё отношение к степеням всегда было двояким. Они как будто возвращают вас в школу, где оценки используются как мерило конформности ученика. Как будто обучение не есть награда сама по себе. Также и в Айкидо. Мы же изучаем его не для степеней, а ради удовольствия, получаемого от практики.
Поэтому в начале своей карьеры меня устраивала традиция Айкидо, в соответствии с которой все степени кю носили исключительно белый пояс, а все даны – чёрный. Я даже на пару лет дольше проносил белый пояс, проигнорировав необходимость купить чёрный. Когда меня спрашивали, в чём дело, я давал следующее объяснение: Если вы хоть чуть-чуть понимаете в Айкидо, то всё равно можете оценить уровень партнёра. Если вы ничего не понимаете в Айкидо, степень всё равно ничего не скажет.
Позже я узнал, что Тамура-сенсей, один из самых известных мастеров Айкидо, и вовсе не носил чёрного пояса, несмотря на свой 8й дан (и отказ принять 9й). Когда я спросил его об этом, то услышал в ответ:
“Это всего лишь пояс”.
И всё же, через несколько лет без чёрного пояса, я начал его носить. Из соображений пиара. Новички, приходящие в додзё, более склонны остаться, если видят, что инструктор перевязан чёрной ленточкой.
Похожие мысли посещали меня в связи с аттестацией учеников в нашем додзё. Можно было и вовсе отказаться от аттестаций, но тогда мы бы сделали их этакими Робинзонами Крузо в мире Айкидо. Я не хотел, чтобы ученики как одержимые бежали за степенями, но заявить о полном отказе от аттестации – не менее одержимая по своей сути идея. Ведь в таком случае фишкой нашего додзё стал бы радикальный отказ от степеней. Это глупо.
Поэтому, хоть моё отношение к проблеме и двояко, мы проводим аттестации на степени кю и дан, стараясь сохранить соответствие между темпом в аттестациях ученика и его ростом как айкидоки. Это, конечно, не высшая алгебра, но и не рецепт яичницы.
Что касается степеней кю, тут всё достаточно просто. Люди должны изучать техники. На каждом уровне их всё больше, а качество исполнения выше. В шведской аттестационной программе 6 степеней кю (большинство организаций довольствуются пятью). Если ученики часто посещают тренировки и хорошо тренируются, то они получают новую степень в среднем раз в полгода. Другими словами, до 1 кю они идут 3 года. На практике, большинству необходимо 4-5 лет на дорогу.
Между 1 кю и 1 даном необходим минимально разумный интервал в 1 год. Большинство учеников это устраивает, поскольку перед экзаменом на чёрный пояс принято испытывать трепет. Если кто-то слишком спешит получить чёрный пояс и отказывается практиковать целый год, то годовая тренировка терпения – это то, что особенно необходимо подобным людям.
В Швеции существует стандартный период, за который новичок достигает уровня шодан. Это касается не только Айкидо, но и почти всех других видов Будо. Один мой друг, по совместительству большой человек в шведском дзю-дзюцу, как-то сказал, что обычный ученик должен доходить до уровня шодан за пять лет при обычной тренировочной нагрузке. Особенно одарённые ученики в условиях нормальных тренировок могут управиться за четыре года. Также как и средней одарённости люди, занимающиеся интенсивно. Талантливые и способные выдержать интенсивные тренировки могут добраться до шодан за три года, но это случается крайне редко. И, в любом случае, три года – это минимум.
Сугано-сенсей как-то сказал, что с учениками, которых переполняла энергия, он заключал своего рода соглашения. Они договаривались о программе подготовки на шодан сроком на три года. Но часто случалось так, что по мере приближения срока сдачи, случался ещё один разговор, на котором Сугано-сенсей интересовался, не хочет ли ученик отложить экзамен на шодан. И большинство с облегчением соглашались. В любом случае, в сухом остатке оставалось стремление достичь цели, повышенная мотивация и конкретная задача.
Когда я начал изучать Айкидо в начале 1970-х, чёрные пояса были настолько редки, что смена цвета казалась событием очень значимым. И когда люди достигали этой ступени, они теряли мотивацию к дальнейшим тренировкам, дальнейшая аттестация в Айкидо их не интересовала. Было похоже, будто они покорили пик, и уже ничто не могло соблазнить их на дальнейшие свершения.
Это происходит и в наши дни, но уже намного реже, поскольку вокруг столько народу с чёрными поясами, и у многих уже давно не первый дан. Чёрный пояс потерял часть своего шарма и таинственности, но я считаю, это хорошо. В конце-концов, шодан – это всего лишь “первый уровень”. Начало пути.
Может показаться, что я сноб. Как будто долгие годы тяжёлых тренировок до шодан ничего не значат. Честно говоря, большинство людей тренируются с большей отдачей, пока у них нет степени “дан” (муданся), чем когда они получают младший дан (юданся). Нельзя сказать, что многие уходят, но очень многие расслабляются и относятся к тренировкам с прохладцей, как будто всё самое сложное позади.
Что касается степеней после шодан, я считаю, что в большинстве организаций работают следующие правила: два года до нидан, три до сандан, четыре до йондан. При условии обычного уровня одарённости и обычного темпа тренировок. Это же применимо и к данам, присваиваемым по рекомендации: минимум пять лет до годан и шесть лет до рокудан. На этапе 7 дана происходит резкая смена темпа: 12 лет минимум. И потом 15 до 8го. Минимум. Без учёта многочисленных нюансов.
Когда я был молод, то верил в миф о том, что разница между шодан и нидан такая же огромная, как между новичком и шодан. И что для последующих данов это аналогично. Что якобы каждый следующий дан удваивал уровень мастерства. Это не так.
Конечно, ожидается значительный рост в уровне. Но этот рост намного менее заметный, чем колоссальная, бросающаяся в глаза разница между 6 кю и 1 даном. Именно в начале пути ученики борются с, казалось бы, непреодолимыми трудностями. Их тела как будто неспособны выполнять технические элементы, а сознание кажется отказывается оценить сложность техник. Тяжкий путь с первого дня тренировок и до экзамена на шодан требует упорства. Или ты остаёшься и справляешься с трудностями, или уходишь. Большинство уходят.
Поэтому на самом деле к степеням кю надо относиться очень серьёзно. Потому что именно на этом этапе ученики по-настоящему побеждают сами себя. По чуть-чуть и шаг за шагом. И, возможно, больше людей из этой категории оставалось бы в наших залах, если бы мы выказывали соответствующее уважение к их достижениям.
http://aikikai.org.ua/grading/